«Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству» — Евр. 6, 1.
889Первое, что узнает человек при обращении к Богу, это то, что Господь свят и вечен, а человек — Его творение — греховен и смертен, и что он однажды предстанет перед своим Творцом и даст Ему отчет за пройденный им на земле путь. И так как «человекам положено однажды умереть, а потом суд» — Евр. 9, 27, то очень важно нам быть «совершенными, как совершен Отец наш Небесный» — Мф. 5, 48.
Приняв верою в свое сердце Христа как своего личного Спасителя, человек возрождается к новой жизни от мертвых дел к упованию живому.
Все мы, члены Церкви Христовой, пережили некогда благословенное глубокое покаяние и обращение к Господу.
Приняв водное крещение, мы заключили завет с Богом. Таким образом, мы получили право приступать к участию в благодатном таинстве воспоминания смерти Христа — вечере Господней и называться «детьми Божиими». Но это было только начало к достижению совершенства во Христе. И апостол Павел призывает верующих не медлить, а «поспешить», то есть ускорить благословенный рост во Христа, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» — Еф. 4, 13.
С помощью Божией постараемся обозреть вершины на пути нашего духовного возрастания, которые христианину следует покорить и стать их обладателем.
Вершина молитвы
«Будьте… в молитве постоянны» — Рим. 12, 12.
Во время Своего пребывания на земле Христос часто поднимался на гору для молитвы. Вся Его жизнь была наполнена молитвенным служением. Спаситель нуждался в поддержке Своего Небесного Отца. И если Сыну Божьему была необходима молитва, то тем более мы, люди, нуждаемся в помощи Божией. Священное Писание говорит: «Когда мы просим чего по воле Его, он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,— знаем и то, что получаем просимое от Него» — 1 Ин. 5: 14, 15. Правда, Господь порой медлит с ответом, но Он никогда не опаздывает. В этом нас особенно убеждает чудо воскрешения Лазаря. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой»,— говорила Марфа Христу — Ин. 11, 21. Однако впоследствии для всех стало ясно, что медление Христа принесло славу Богу больше, чем если бы Он пришел раньше.
Своим медленней в ответ на наши молитвы Господь воспитывает нас, ибо «хочет Он, чтобы мы нуждались и пришли к нему просить». Господь нередко проверяет нашу веру, надежду и долготерпение, а также нашу любовь, сострадание и милосердие к тем людям, о которых мы молимся. Иисус Христос хочет, чтобы мы поняли значение Его слов: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих… и гонящих вас» — Мф. 5, 44. Господь знает, что нам сделать это очень трудно. Однако, будучи Богом любви и милосердия, Он хочет воспитать у нас эти благородные чувства.
О, сколько трудностей испытываем мы в жизни из-за скудости нашего молитвенного общения с Господом. Из Священного Писания и практики жизни отдельных служителей Божиих мы знаем множество примеров благословенной жизни тех, которые «силой молитвы угашали пламя огня, заграждали пасти львов», переносили многие испытания — Евр. И, 32 — 38,— и выходили победителями в неравной борьбе. В своих переживаниях и молитвах они рассчитывали не только на земное воздаяние, но и на то, что приготовляет Господь всем, возлюбившим Его, в небесах. Они глубоко верили, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» — Рим. 8, 28.
Мы также знаем много примеров тому, что просьбы отдельных молитвенников исполнялись после их смерти. Авраама, Исаака, Иакова и других мужей веры уже давно нет на земле, но их молитвы и благословения проявляются на их потомках: «Итак знай, что Господь, Бог твой есть Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» — Вт. 7, 9. Это великое обетование Божие да ободрит и нас в нашем молитвенном служении и поднимет нашу христианскую жизнь на все большую духовную высоту.
Вершина веры
Вера христианина — это внутренняя убежденность в бытии Бога и полное доверие Ему. «Верою мы познаем, что веки устроены словом Божиим» — Евр. 11, 3 — и что Бог могуществом Своим может совершить то, что для нас, людей, кажется невозможным. Господь совершал и совершает такие дела, которые мы не можем постичь своим умом. Так, например, мы не можем объяснить, почему воды Чермного моря стояли стеной при переходе ветхозаветного народа; почему вода превратилась в вино на браке в Кане Галилейской; как пятью хлебами и двумя рыбками были насыщены Иисусом Христом пять тысяч человек, как Он совершил воскрешение мертвого и уже смердящего Лазаря и многие другие чудеса, описанные на страницах Евангелия Все это — действия всемогущего Бога
Но Господь говорит, что, имея веру в Его могущество и обращаясь с молитвой к Нему, верующие люди также могут сделать многое. В Послании к Евреям 11, 32 — 38 апостол Павел поведал верующим о том, что вера содействовала великим подвигам многих сподвижников
Вера обогащает жизнь христианина, облегчает содействие Божие в его жизни. Почему и сказано «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,— и будет вам» — Мр 11, 24. А всякого рода сом нения являются препятствием Богу в осуществлении наших просьб. Поэтому апостол Иаков призывает верующих молиться «с верою ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне ветром поднимаемой и развеваемой, да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» — Иак. 1, 6–7.
Если мы молимся и просим Господа о чем-либо, то должны вполне доверяться, что Он силен дать просимое.
Возможно, мы верим, что Бог есть, что Он всемогущ, что для Него нет ничего невозможного, но в нашей личной нужде, с которой мы обращаемся к Нему, не проявляем Ему полного доверия. Так было с верующими собравшимися для молитвы об апостоле Петре — Деян 12, 12 Они молились, и Господь исполнил их желание, но они не верили, что это совершится так быстроВот как они ответили на сообщение служанки Роды, что Петр свободен. «В своем ли ты уме» — Деян 12, 15? А затем, встретившись с Петром, они «изумились». Не так ли иной раз бывает и с нами?
Будем же в жизни нашей достигать вершины веры, то есть полного упования на Христа К счастью, зная нашу немощь, Христос не требует от нас многого, но говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» — Мр. 9, 23.
Не будем смущаться, если на некоторые наши молитвы мы не имеем ответа; будем с терпением ожидать, уповая на обетования Божий «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» — Лк 18, 7 — 8 Спаситель говорит «Да не смущается сердце ваше, веруй те в Бога и в Меня веруйте» — Ин. 14. 1.
Вершина надежды
«Утешайтесь надеждою» — Рим 12, 12
Надежде содействует вера. Верой мы познаем Бога, а надеждой утешаем себя в том, что Он по милосердию Своему исполнит обещанное
Так Авраам, готовясь исполнить повеление Господа относительно Исаака, «сверх надежды, поверил с надеждой» — Рим. 4, 19, что Бог силен воскресить из мертвых сына его, о котором было сказано «В Исааке наречется тебе семя» — Евр. 11, 8; Быт. 15, 15 И надежда Авраама не была постыжена. Будем стремиться и мы в своей вере приобретать надежду, чтобы иметь полное утешение от Бога.
Вершина любви
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» — Кол. 3, 14.
Любовь — это золотой венец всех дел человека. Это самая главная вершина, на которую необходимо подниматься всем, искупленным Христом. Любовь помогает нам видеть всю красоту христианской жизни. Она научает нас жертвовать собой ради наших ближних и ради святых идеалов. Это благодатное чувство помогает нам без ропота ухаживать за лежащими долгое время в постели больными; побуждает делать добро, не ожидая воздаяния; прощает, не услышав просьб о прощении. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» — 1 Кор. 13, 4 — 8.
Без любви всякое начинание делается обесцененным и даже никчемным. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,— то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,— то нет мне в том никакой пользы» — 1 Кор. 13, 1 — 3. Эти слова Священного Писания не требуют толкования, они прекрасно говорят сами за себя. Нам остается только постоянно проверять свое сердце и облекаться в любовь как совокупность совершенства.
Вершина христианской радости
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере…» — Рим. 15, 13.
Верующий во Христа человек должен постоянно испытывать полноту радости. Это совсем не значит, что в его жизни не может быть печалей и скорбей. Слово Божие говорит: «Много скорбей у праведного» — Пс. 33, 20. Скорби приносят нам печаль и слезы. Но верующий человек может найти утешение в общении с Богом. И Господь «исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их» — Пс. 146, 3. В другом месте псалмопевец говорит: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня» — Пс. 119, 1.
Подобно тому как обиженное дитя бежит к матери, чтобы получить утешение, так христианин в тяжелые минуты переживаний чувствует особую потребность прийти с горячей, сердечной мольбой ко Христу, и в тесном общении с Ним он получает от Него успокоение. В такие моменты мы с радостью можем петь слова нашего гимна: «В скорби отрада мне. Ближе, Господь, к Тебе».
Получая утешение от Господа, мы поднимаемся выше наших переживаний, ощущая особую благодать и Его прикосновение к нашей душе. И в такие моменты мы можем вместе с апостолом Павлом сказать: «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое» — Деян. 20, 24.
Псалмопевец восклицал: «Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» — Пс. 15, 11. Господь является источником постоянной радости. Да поможет Он и нам всегда радоваться в Нем.
Вершина познания Бога
«Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» — 2 Пет. 3,18.
Рожденное свыше чадо Божие должно углублять свои познания о Боге, чтобы всякому, требующему у него отчет в его уповании, «дать ответ с кротостью и благоговением» — 1 Пет. 3, 15. Мы не можем огра-кичиться ответом, подобным ответу слепорожденного: «Грешник ли Он (Христос), не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» — Ин. 9, 25.
Иисус Христос является Искупителем, Наставником, и поэтому мы должны познавать Его в совершенстве. Как мы знаем своих земных родителей, так мы должны знать и Того, Кто родил нас Словом Истины — Иак. 1, 18 — и Кто даровал нам прощение грехов и вечную жизнь.
«Ибо я знаю, в Кого уверовал»,— так мог с уверенностью сказать апостол Павел — 2 Тим. 1, 12. Стремление к познанию Бога должно сопровождать нас во все дни нашей жизни. Быть на высоте этого познания — наша цель, чтобы в нужный момент нам не быть постыженными в свидетельстве о Боге.
Основным источником познания Бога является Библия. Поэтому будем любить Слово Божие и постоянно поучаться в нем. Это поможет нам подняться на должную высоту познания Господа, Которому мы служим, для Которого живем и в обителях Которого будем пребывать вечно.
Итак, в свете Слова Божия мы рассмотрели величественные вершины духовного совершенства, а также примеры искреннего служения Господу отдельных мужей веры.
Енох, Моисей, пророк Илия, Даниил, апостол Павел и многие другие — вот те благословенные мужи, чистоте и святости жизни которых мы должны подражать. Их можно сравнить с величественными горами Эльбрусом и Казбеком, которые, взметнув свои вершины к неоу, как бы оторвались от земли. Жизнь рожденного в Боге человека, отрывающегося от низменностей и поднимающегося на высоту духовного совершенства, подобно величественной горе, преображается, светлеет Так почему же, глядя на эти вершины, мы все еще остаемся в долинах духовного младенчества? Может быть, частые обрывы и крутизны жизни остановили нас в стремлении подняться на духовные высоты Может быть, наши неудачи лишили нас желания подражать мужам веры и в нашем сознании укоренилось мнение, что такими могут быть не все, а только некоторые. Но что говорит нам по этому поводу Священное Писание? «Илия был подобный нам человек» — Иак. 5, 17. И если мы желаем быть подобными пророку Илии и другим праведникам, будем упражнять себя в благочестии. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» — Гал. 5, 24. Не ослабевая в стремлении достигать духовного совершенства, апостол сам делал то же самое: «Но усмиряю и порабощаю тело мое…» — свидетельствовал он о себе. «Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его»..— 1 Кор. 9: 27, 23, 26.
Видя многих христиан, пассивно идущих за Господом, апостол обличал и ободрял их, говоря: «Так бегите, чтобы получить» — 1 Кор 9, 24.
Вся христианская жизнь должна являться достижением совершенства не только в упомянутые нами моменты, но и во многих проявлениях христианской жизни. Вот почему апостол Павел и пишет: «Говорю так не потому, что я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» — Фил. 3, 12 — 14. Чем выше мы поднимаемся на духовные высоты, тем прекраснее становится для нас горизонт благодати Божией, темяснее открывается для нас наше несовершенство, и тем большим желанием подниматься на более высокую ступень в нашем духовном росте мы исполняемся.
Николай КОЛЕСНИКОВ
Источник: «Братский вестник», 1979, № 2, стр. 34.