Стратегия в благовестии

Скажу откровенно, я без особой радости услышал просьбу написать статью на эту тему. Сегодня появилось много громких, непонятных людям, цитат и тезисов. Думаю, что даже многие ответственные люди, которые часами рассуждают и придумывают стратегию эффективного благовестия, толком не понимают значения слова «стратегия»… Нужна стратегия! Нет стратегии! Об этом говорят на различных семинарах и конференциях… Но что конкретно нужно или чего нет в благовестии?

В то же время мне видится, что у многих верных Господу благовестников, у которых нет понимания значения, что такое стратегия – на самом деле есть стратегия, да ещё и какая! Смотрю я на них и думаю: где они этому научились?

У одной больной вдовы был единственный сын лет девяти-десяти. Мальчик очень любил маму и много помогал ей, ухаживал за ней, являя любовь и милосердие на деле. Однажды он пришёл со школы весь заплаканный и сказал матери, что получил двойку за письменную работу по литературе. Главный минус был в том, что он не знал, что такое милосердие. «Такое сложное слово, мама!» – сказал он со слезами на глазах. Мама воскликнула: «Сынок! Милосердие – это ты!».

Один из братьев, ответственных за благовестие, посетил как-то в одном городе брата миссионера. Идя по городу, Евгений (так мы назовём ответственного за благовестие) заметил, что многие люди с большим почтением и уважением здоровались с братом-миссионером.

– Слушай, – спросил Евгений, – а какая у тебя стратегия? Я просто удивлён положительным отношением людей к тебе.

– Стратегия? – миссионер смутился и виновато спросил: – А что это такое – стратегия? Я не понимаю это слово…

– А как же ты евангелизируешь? – не унимался тот.

– Ну-у… Я захожу каждый вечер к соседу-аксакалу, у него больные ноги. Делаю ему массаж с барсучьим жиром, в это же время рассказываю ему про Иисуса. А стратегия… не знаю. Ну, ещё стараюсь помогать людям. Недавно, например, помог одному человеку перестелить на крыше шифер. Он не знал, как стелить шифер, и сделал всё неправильно, крыша протекала… Но я всё переделал. А стратегия… – растерянно сказал миссионер, – не понимаю… У меня нет стратегии.

Друзья, как вы думаете, у этого миссионера была стратегия? Я думаю, да. И это была стратегия любви.

Но всё-таки, что такое стратегия? Была ли она у Апостолов, у первой Церкви?

Да, была! И это очень нужно и важно для каждого благовестника, для отдельно взятой церкви, и для всего Братства в целом. Но начинать нужно с сердца, с правильных отношений с Богом. Бог даст видение и Бог даст план действий. К сожалению, некоторые люди живут с обидой, с горечью в сердце, иногда, увы, с тайным грехом. Нет общения с Богом! Жизнь без плода! Что делать? И тут они слышат: вам нужна стратегия! Или, хуже того, они верят в это и говорят: причина – в отсутствии стратегии. Научите стратегии! Нам нужна стратегия! Думаю, что в таком случае стратегия – это пустой звук.

Но что же такое – стратегия? Стратегия – это наука о ведении войны, искусство ведения войны. Общий план ведения войны. Искусство руководства, планирование руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Стратегический план – это заранее обдуманный план.

Стратегия – искусство руководить действиями какого-нибудь коллектива для достижения общих главных целей. Стратег – знаток искусства ведения войны.

Всё о значении слова «стратегия» я прочитал в толковых словарях. Какой можно сделать вывод? Если содержание благовестия – это что говорить при благовестии, то стратегия в благовестии – это: как? когда? где? кому? с кем? почему?

Другими словами, есть уверенность, есть план, есть мудрость, есть ясность, есть способность, есть понимание необходимости, есть ответственность, есть действие и, как следствие, есть результат. Всё это было у апостолов. Этому они учили Церковь, это делало их служение благовестия успешным и эффективным.

Мы читаем: «…Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» Д. Ап. 10:9. Он взошёл на верх дома не загорать, не спать, а помолиться. Через молитву он получил видение и ясный план Бога в отношении спасения язычников.

Другой пример: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения» Д. Ап. 13:2–5. Мы видим служение Господу, молитву, пост, водительство Духа Святого…

Всё это привело к ясности, и они отделили Варнаву и Савла на дело благовестия. Они имели план и благословение Божие на этот план.

А Апостол Павел? Три!!! миссионерских путешествия. У него были маршруты для благовестия. Кто чертил эти маршруты и строил планы? В одном случае Павел говорит: «Не допустил Господь», а в другом случае: «Воспрепятствовал мне сатана». Апостол Павел был спасён от ада. Он видел людей, идущих в погибель. Он страстно желал их спасения. Он молился: «Господи, что повелишь мне делать?». Господь дал ясный ответ.

Стратегия особо важна, когда есть война, идёт поражение, ситуация экстремальная. Тогда возникают вопросы: «Как я могу помочь? Кому я должен конкретно помочь? Какой мой план?»

Ещё до этих вопросов может быть искушение: а почему я? Почему я или ты должны что-то делать? Да потому что это приказ нашего Главнокомандующего. Идёт война за души людей – «…противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» 1Пет. 5:8. Цель дьявола: «…украсть, убить и погубить…» Ин. 10:10.

По статистике, каждую секунду на планете земля умирает 1,8 человек. Каждую секунду – почти 2 человека!!! Сколько из них спасены? Идёт война за души людей. Написано: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.» Еф. 6:12–13.

У нас нет извинения или оправдания. Мы знаем об этой битве.

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» Пр. 24:11–12.

Но как я могу помочь? – воскликнет кто-то. К кому мне подойти, с чего начать? Писание говорит: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» 1Кор. 8:3.

Если мы любим Бога и в нас есть чувствования Христовы, тогда наша молитва к Богу будет: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже. Господи, дай мне видеть ситуацию Твоими глазами и понимать Твой план для меня в деле благовестия».

План действий! Стратегический план!! Стратегический, потому что всё очень серьёзно. Речь идёт не о картошке и помидорах на огороде, хотя и об этом можно молиться. Речь идёт о людях, о душах, о вечности… Идёт война! Противник очень хитёр, коварен, жесток. У него есть стратегия, и огромный опыт губить души людские.

Брат! Сестра! У вас есть план? Для вас благовестие – дело случая или вы во всеоружии Божьем на поле битвы и у вас есть ясный план от Господа на каждый день? Екатерина Бутц, жена генерала Армии спасения имела план: минимум одному человеку в день рассказать Евангелие. Господь удивительным образом пользовался этой женщиной.

Мне очень помогает план. Вдвойне мне помогает план, когда я его принимаю для исполнения и озвучиваю его. Мы сидим утром за завтраком и беседуем с женой. «Какой у тебя план на сегодня?» – спрашивает жена. План должен быть! Идёт война! Люди гибнут!

Когда я общаюсь с братьями, я спрашиваю их: «Какой у вас на сегодня план для служения?» – и сам говорю о своём плане. Я рассказываю им, что хочу посетить в больнице умирающего брата, у меня запланировано посетить одну сестру, у неё духовные проблемы, надо переговорить ещё с одним братом, он давно не посещает собрание и ещё позвонить одной сестре…, и обязательно хочу хотя бы одному человеку рассказать Евангелие. Это мой план! Господь может внести ещё коррективы. Но я советовался с Ним, и это то, что Он мне поручил. Мне это очень помогает. Меня дисциплинирует и то, что я озвучил план и перед другими. Должен быть план, цель, видение как для служения в целом, так и для благовестия, и это рождается, когда есть понимание ответственности за благовестие перед Богом.

План действий – это откровения от Бога.

План благовестия должен быть в каждой семье. Как мы можем донести Евангелие своим соседям? Вы уже об этом молились, думали? Когда мы начнём это делать? У вас есть такой план? Отцы! Главы семейств, у вас есть план действий? Знает ли вся семья об этом?

План действий должен быть у каждого служителя церкви. План благовестия для всей церкви. Как мы будем достигать город? С кем мы будем это делать? Как служитель церкви, я молитвенно составляю план действий для всей церкви на каждый год. На Братском Совете мы согласовываем его и доносим до всей церкви. У вашей церкви есть стратегия в благовестии? Есть ли понимание ответственности за поручение Господа? Ваша церковь понимает своё предназначение? У вас есть видение от Господа? Идёт война! Какой план у вашей церкви? Все ли члены церкви задействованы в выполнении этого Великого Поручения?

Статистика говорит, что 92 процента членов церкви не делятся с другими личной верой! У вас есть общий план действий, дорогой брат служитель, для всей церкви?

В Братстве тоже должен быть стратегический план благовестия. Мы предлагаем направление для церквей Братства через Молитвенный календарь. Некоторым это не нравится: «Что вы нам навязываете Молитвенную эстафету, кому это нужно?» или «Хотите заставить читать Библию? Не получится!»… Как Совет Союза мы предлагаем церквам Братства примерно 12 евангелизационных служений в год.

Моя молитва к Богу, чтобы каждый спасённый человек имел правильные отношения с Богом, имел ясность в деле благовестия – Как? Когда? Где? Кому? С кем? Почему?

Верю, что при таком подходе к благовестию мы уже очень скоро увидим результаты нашего благовестия для славы Божией.

Франц Тиссен