Что же делал Христос в молитве всю ночь? Ведь всё сказать и решить все вопросы можно практически за десять минут. Так есть ли какой-то образец молитвенной жизни?
Библия много говорит о молитве, об общении с Богом, но какого-то формата, раскладки молитвы, формулы для молитвы, для молитвенной жизни – ее нет. Да, когда ученики просили Господа научить их молиться, Он им сказал: «Молитесь же так: Отче наш…» – мы с вами все знаем эту молитву. Но мы не находим в Писании, о чем же Господь молился всю ночь.
Давайте обратим внимание на саму молитву, которой молимся мы. Возьмем, например, молитву «Отче наш» – ведь это Сам Господь сказал: «Молитесь же так…» Но эта молитва занимает всего одну-две минуты, ее знают даже малые дети. В Писании мы видим молитву Даниила, когда он ходатайствовал о своем народе – она изложена в 9-й главе книги Даниила. Но это всего пятнадцать стихов – две-три минуты. Или, когда Езекия молился об исцелении и выздоровел – это записано в книге пророка Исаии – но это буквально одиннадцать стихов! Не правда ли, довольно короткая молитва? Великий муж Божий Моисей находился в общении с Богом сорок дней. О чем он говорил с Богом? В книге Исход – всего двенадцать глав, в которых описывается весь закон – то, что сказал Господь Моисею. После того, как Моисей второй раз поднимается к Господу, мы находим более подробное описание – двадцать шесть глав. Сколько нужно времени, чтобы их прочитать? Наверное, часа два… Но не сорок же дней! И, даже если мы с вами всё это сложим, то за восемьдесят дней общения Моисея с Богом мы имеем всего тридцать восемь глав. И это всё… А что происходило еще?
В Евангелии от Матфея Сам Христос говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны…» (Мф. 6:7). Мы видим, что нам в пример поставлены довольно короткие молитвы, даже самая длинная молитва Давида, которую мы читаем в 118-м псалме, при чтении занимает буквально несколько минут… И к тому же еще написано, чтобы мы не уподоблялись язычникам, думая, что если мы много наговорим, то Господь нас услышит. Господь нас предупреждает, говоря: «Не делайте этого!»
Но тогда у нас появляется еще больше вопросов: а что же там происходило? Если многословие – это то, что делают язычники, и это не поощряется, тогда о чем же можно было говорить целых сорок дней? Или о чем мог молиться Иисус целыми ночами? Как мы можем применить это в своей молитвенной практике? Ведь каждый из нас хотел бы что-то исправить в своей молитвенной жизни.
В Библии мы находим много примеров мужей, которые имели тесное общение с Богом. Они непосредственно общались с Ним, имели с Ним диалог. Мы видим Авраама, а также Иакова, Давида, Моисея…
Но молитвенная жизнь, самое полное описание которой нам оставлено на страницах Священного Писания, наверное, была у Даниила. В книге Даниила мы читаем, что царь Дарий взял на себя управление всей землей – он действительно стал царем над всем миром того времени, и поставил для управления сто двадцать сатрапов, а над ними – трех князей, одним из которых был Даниил. И, когда царь хотел поставить Даниила над всеми ими, сатрапы и князья очень воспротивились этому, и искали какого-то предлога очернить Даниила. И вот здесь, в 10 стихе 6-й главы, нам открыта молитвенная жизнь Даниила: написано, что он каждый день по три раза в день открывал окна на Иерусалим и молился. Нам не говорится, сколько времени это занимало – десять минут или час, но это место Писания дает нам, если можно так сказать, какую-то систематизацию молитвенной жизни.
А в десятой главе мы читаем, что Даниил имеет еще нечто: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан. 10:2,3). И мы видим ответ на его молитвы: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны…» (Дан. 10:12). Оказывается, Даниил, помимо регулярной и систематической молитвенной жизни, имел дни, в которые он смирял себя пред Господом.
Теперь, зная всё это, мы видим, какая глубина – вплоть до нашего времени! – открыта в шести главах откровения, данного Даниилу. Никто из пророков не видел так далеко и так точно, как он. В 9-й главе книги Даниила нам открыт удивительный факт: «…знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (9:25) – т. е. ровно 483 года. Когда мы читаем книгу Неемии, нам прямо говорится, что в месяце Авиве, когда Неемия держал чашу перед царем, вышло это самое повеление о восстановлении стен Иерусалима, и это произошло на Пасху. Прибавив ровно 483 года, мы будем иметь Пасху, когда умер Христос. Вот до какой точности Господь открывал Свою волю Даниилу!
Мы думаем: почему именно Даниилу всё так открывалось? И видим, что это – результат особого предстояния пред Господом, особого смирения, искания и познания Бога, кроме регулярной молитвенной жизни.
В Новом Завете Апостол Павел говорит: «не перестаю молиться» – об этом мы читаем в каждом его послании. Мы видим, что есть определенная молитвенная жизнь, которую невозможно объяснить такими терминами как «формат» или «образец»… Мы понимаем, что это не укладывается в понятие «время», и однако, что-то все-таки происходит. Молитвенная жизнь настолько уникальна и настолько лична для каждого человека, что создать какую-то форму – это будет неправильно, невозможно, это никак не может быть передано от одного человека к другому.
Молитва – это отношения с Богом. Для каждого человека это – личное общение, понимание, знание Бога, и это невозможно ввести в какой-то формат.
Когда люди просят меня поделиться личной молитвенной жизнью, я стараюсь это сделать, но понимаю, что то, что происходит у меня, будет не совсем правильным для тебя. Здесь должно быть что-то личное, уникальное, человек должен увидеть в общении с Богом прежде всего себя.
Почему же это происходит именно так? Почему нет какого-то шаблона, стандарта, формы?.. Чтобы понять это, давайте подумаем: что есть молитва? что значит – молиться? или: как молиться, чтобы быть услышанным?
Обратим внимание на само слово «молитва». Это еврейское слово и, не вдаваясь глубоко в грамматическое значение, мы все же видим, что в этом слове есть несколько производных слов, которые имеют определенное значение и помогают нам увидеть, что именно понималось под словом «молитва».
Первое слово, которое употреблялось очень часто, это слово «твипа». Это еврейское слово, которое дословно переводится так: «умолять» и «просить». Это то, что мы с вами практикуем постоянно – обращаемся к Богу, умоляя и прося.
Второе производное слово – «гитпиль». Это слово дословно переводится как «приблизиться» или «приклеиться». В молитвенном контексте это обозначает не просто молитву-прошение, а желание близости с Богом, соединения с Богом, молитва не ради нужды, а ради молитвы. Такая молитва – не для того, чтобы желать что-то от Бога, а чтобы желать Самого Бога. В такой молитве мы ищем присоединения к Богу, желая «прилепиться», «приклеиться», стать частью Его. Вот такая молитва действительно приближает к Богу. И именно такая молитва производит желание изменить себя, а не добиться чего-то для себя.
В этом – суть понимания молитвы, которая открыта нам в Слове Божием, и именно это ведет нас к желанию иметь общение с Богом, стать ближе к Нему через то, что мы готовы сами себя изменить. Естественно, в такую молитву входит огромный элемент смирения.
Давайте подумаем о молитвенной жизни нашего Господа. В Послании к филиппийцам мы читаем, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (2:6). Помните, какую силу Он имел?! Он говорил: «думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:53). Огромная сила! Но мы видим, что Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
Представьте себе: если бы у нас была такая огромная сила? Мы с вами, наверное, пользовались бы ею. Так вот: молитва близости, присоединения, совокупления с Богом невольно несет в себе этот элемент глубокого смирения пред Богом, когда человек должен отказаться от своих полномочий, от своих прав, от всего того, что он мог бы сделать сам – ради того, чтобы приблизиться к Богу, стать одним целым с Богом, чтобы войти в положение полного послушания – что хочет Он.
Понимание слова «гитпиль» открывает нам то, что делали люди, когда входили в общение с Богом. И мы начинаем понимать, что же происходило, когда люди днями и ночами, находились в присутствии и Бога: в желании стать близко к Богу происходило воссоединение с Ним.
…Когда мне было лет десять-двенадцать, меня очень часто посещало желание встречи с Богом. Иногда, просыпаясь ночью, я думал об этом, молился: «Господи, ну Ты же приходил к Аврааму… Ты же беседовал с Моисеем… И ученики с Тобой имели общение… Приди ко мне, я так хочу с Тобой поговорить…» Конечно, потом Господь мне открылся, я имею с Ним общение, и не в какой-то мистической форме…
Друзья, мы переполнены этим желанием – сблизиться с Богом, чтобы в нашем общении произошло соединение с Ним. Оказывается, слово «гитпиль» конкретно указывает на это состояние.
Есть еще третье производное от слова «молитва» – «паллель». Оно переводится как «сосредоточенно думать», «желать уразуметь», «внимательно молиться». Другими словами, это – напряжение нашего разума. Слово «паллель» невольно призывает нас к тому, чтобы нам очень серьезно сосредоточиться.
Друзья, замечали ли вы за собой, что, когда вы хотите встать пред Богом и помолиться, то происходит какое-то рассеивание? Только начинаешь молиться – мысли уходят куда-то в сторону… Я думал: может быть, только у меня такое случается?.. Но в беседах со мной люди тоже делятся этим… Оказывается, для того, чтобы находиться в молитве, требуются большие усилия разума, и очень плохо, когда мы молитву проговорили, а услышаны не были. А еще хуже, если мы не услышали даже себя. Как же мы думаем, что нас Кто-то услышит, если сами себя ловим на мысли, что мы просто «рассеялись»?
Но еще важнее – расположить свое сердце к тому, чтобы достичь разумения. В книге Даниила мы читаем, как Гавриил говорит Даниилу: «с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения…» (Дан. 10:12). Друзья, это и есть «паллель» – расположить свое сердце, чтобы уразуметь истину, уразуметь Бога. Помните, как об этом молился Давид: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Он действительно рассуждал об этом, направлял свой разум и просил, чтобы уразуметь! Вот, оказывается, что такое молитва.
И, когда мы соединяем эти три элемента вместе – «твипа», «гитпиль» и «паллель» – то нам становится понятно, почему люди могли столько времени проводить в молитве, что там происходило. Это были не просто слова, не просто высказанные на протяжении нескольких минут просьбы, которые обычно произносим мы – в этом заложено нечто гораздо большее.
Чтобы нам помочь уяснить для себя, что же такое молитва, обратим внимание на молитвенную жизнь учеников, когда Христос был на земле – в течение трех лет. Хотя это не полный формат и не шаблон молитвы, но мы с вами сможем уразуметь смысл молитвенной жизни, понять, что же там происходило.
Давайте ответим на вопрос: что нам Евангелие говорит о молитвенной жизни учеников, когда с ними находился Христос? Как часто они молились? Как много они молились? Сколько времени они провели в посте? Ничего не сказано! Однако, в этом можно увидеть необходимый пример для нас – некий образец молитвенной жизни. Очень удивителен факт, записанный в Евангелии от Матфея, когда ученики Иоанновы пришли ко Христу и задают Ему вопрос: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (9:14), и Господь не осудил учеников: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9:14,15). Христос как бы говорит: «Они не постятся, потому что сейчас это им не нужно». Мы находим единственное место в Писании, когда Господь поощрил учеников к молитве – это было в Гефсиманском саду. Он тогда взял с Собой только троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, и после сказал им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» И дальше Он произносит такие слова: «бодрствуйте и молитесь» (Мф. 26:40,41). Практически это – единственный случай.
И более того – Христос сказал: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое» (Ин. 16:24). Ученики не имели даже того понимания молитвы, которое имеем мы. И когда они, видя молитвенную жизнь Христа, попросили, чтобы Он их научил и дал им какой-то образец молитвы, Господь научил их молитве «Отче наш…», в котором нет даже намека на Иисуса Христа. Замечали ли вы это? Это была молитва для учеников, чтобы они обращались к Отцу. Я не хочу сказать, что они не молились – нет! Они молились – но не в том понимании, которое мы вкладываем в молитву сегодня, когда мы молимся во имя Иисуса Христа, когда мы с вами в посте, понимая всю ответственность за наше предстояние пред Богом – у них этого не было.
Молитвенная жизнь учеников – это образец нашего общения с Богом: они имели непосредственное общение с Самим Богом – Иисусом Христом. Как часто? Постоянно!
Давайте возьмем для себя из этого некоторые уроки. Ученики не делали того, что делаем сейчас мы с вами. Просматривая Писание, в первый раз мы сталкиваемся с тем, что ученики находятся в усердной молитве, только после вознесения Иисуса Христа: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:14). Наконец-то мы видим, что ученики молятся! А как же до этого? До этого они находились в общении с Самим Богом!
Думаю, чтобы нам понять, чего ожидает от нас Господь, нам нужно посмотреть, что происходило с учениками, как складывались их взаимоотношения с Самим Богом. И мы можем увидеть, чего Христос хотел от Своих учеников, или – к чему Он их вел, что Он хотел, чтобы они получили и узнали в общении с Ним.
В Евангелии от Марка – первое, на что мы обращаем внимание, это избрание учеников. «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были» (Мк. 3:13,14). Мы не обращаем на это внимания, мы сразу бросаемся на то, что Господь избрал учеников, чтобы посылать их – но ведь Он их избрал, чтобы они с Ним были. Самое первое и главное – находиться в присутствии Божием, находиться рядом с Ним.
Что же производит в учениках присутствие с Богом? Чего Господь хочет, чтобы они получили от общения с Ним? В 4-й главе Евангелия от Марка мы читаем, что на берегу к Иисусу собрался народ, и Он их учил притчами очень много. И далее: «Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону» (Мк. 4:35). Обратите внимание: Господь провел время со всеми, учил всех, а потом говорит только ученикам: «Садимся в лодку». Зададим себе риторический вопрос: знал ли Господь, что будет буря? Ну конечно, знал! Он с ними заходит в лодку, ложится на корме и спокойно спит. «И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою» (4:37). Кажется, еще чуть-чуть, и – погибнут. «А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (4:38). «И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4:39). Со стихией Господь разговаривал две секунды: «Умолкни, перестань». А потом был диалог с учениками: «И сказал им: что вы так боязливы?» (4:40). Ну, а как же по-другому? Конечно, страшно! Но в этом простом вопросе уже был заложен ответ: вы не должны были бояться. И, поясняя предыдущий вопрос, спрашивает дальше: «как у вас нет веры?» (4:40). Почему на берегу, когда вы слышите, что Я говорю, видите, что Я делаю, у вас есть вера, а здесь – нет? Он пытается до них «достучаться», а какая реакция у учеников? «И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей?» (4:41).
Так что же страшнее – великая буря или великая тишина? Почему при великой буре они были просто боязливы, а когда настала великая тишина, они «убоялись страхом великим»? Потому что теперь перед ними встает вопрос: «Кто же это?» Это – вопрос всей этой истории, вопрос всего Евангелия от Марка, это – вопрос всей Библии. Это вопрос, который мы должны себе задавать: «Кто же это?»
Когда ученики узнали Бога, увидели в Нем Божественную силу, к ним пришел страх Божий.
Так зачем же Господь привел учеников в эту великую бурю? Чтобы они могли узнать Его.
Друзья, мы в своей жизни тоже должны узнать Его, узнать, Кто же Он в нашем служении, в нашей семейной жизни, в воспитании наших детей, на нашей работе – во всех аспектах нашей жизни мы должны узнать: Кто же Он? Мы с вами еще не до конца знаем – Кто же Он… Ведь Господь каждый раз открывается нам по-новому, и написано: «Исследуйте Писания, ибо … они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
Когда Христос снова был с учениками наедине, теперь уже Он задает им вопрос: «а вы за кого почитаете Меня?» (Мк. 8:29). Он старается донести до их сознания, с Кем они имеют дело. Когда Он возводит Своих учеников на гору Преображения, и там преображается, они в страхе падают пред Ним…
Так зачем же Господь приблизил к Себе учеников? Что происходит, когда Он находится с ними наедине? Только ли учит? Нет, но Он приводит их к познанию того, Кто Он есть. Не это ли говорил Апостол Павел филиппийцам: «…все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа … чтобы познать Его» (Флп. 3:8,10). Еще в Ветхом Завете Господь говорит: «…хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (Иер. 9:24). «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6). И: «Я … хочу … Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Боговедение – это близкое, личное, интимное знание Бога. Пророк Малахия говорит: «уста священника должны хранить ведение» (Мал. 2:7) – личное знание Бога. Многие места Писания указывают на то, как серьезно Господь воспринимает тот факт, что кто-то из людей искал Его, хотел Его знать: «ищите Бога», «познайте Его» – вот в чем суть, и вот почему Господь призвал и привлек к Себе учеников, проводил с ними столько времени – чтобы они узнали Его. Когда человек узнаёт Господа, в нем пробуждается страх Божий, и он начинает с благоговением ходить пред Богом, у него появляется правильный взгляд на все моменты жизни.
В последнее время мы иногда сталкиваемся с тем, что церкви не могут устоять перед кальвинизмом или харизматией – корни этого в том, что люди изменяют понимание Бога. Кто-то скажет: это же так безобидно – ну, так человек верит! Но в этом есть опасность изменить, выветрить Библейское понимание того, Кто есть Бог – вот что происходит…
Молитва – это внимательное, сосредоточенное общение с Богом, созерцание Бога, познание Его и Его воли – вот в этом можно проводить очень много времени! Приближаться к Богу, понимать Его, расположить сердце свое к познанию истины, чтобы Слово Божие начало звучать в нашем сознании. Вот что можно делать по сорок дней, вот что можно делать целые ночи – это не просто десять минут, чтобы произнести прошения, это – гораздо больше! И сегодня мы страдаем из-за того, что мы не имеем и, может быть, не стремимся к личному, глубокому и близкому познанию Бога…
Говоря об этом, можно понять, почему у многих христиан нет такой близкой, серьезной молитвенной жизни… Мы не можем просто так: захотеть, и приблизиться к Богу – для этого есть некоторые условия.
Первое – это чистота. Об этом говорит Апостол Павел: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8). В книге Даниила описано, что сто двадцать два человека, сильнейшие в своем государстве, искали, в чем обвинить его, и не нашли – святая жизнь! Казалось бы, это нереально! А ведь Даниил был как мы с вами…
Разве возможна молитвенная жизнь в состоянии нечистоты пред Богом? Можно много слушать о практической молитвенной жизни и пытаться внедрить это в свою жизнь, но если нет чистоты – ничего не получится! Об этом говорит Давид: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Помните молитву Езекии, когда Исаия сказал ему: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты» (4Цар. 20:1)? Езекия, имея дерзновение в молитве, говорит: «Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих» (4Цар. 20:3). И Господь ответил на его молитву, прибавив ему еще пятнадцать лет жизни.
В Новом Завете говорится, что, если мы неправильно обращаемся с женами, то у нас возникают препятствия в молитве (1Пет. 3:7). Если нет чистоты, если наши руки нечисты пред Богом – сомнения, гнев, какой-то грех – не будет познания Бога, не будет близости…
Второе – благоговение. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). Услышан был не по праву Сына, а за Свое благоговение! Благоговение – это сочетание страха, почтения и любви.
В наше время некоторые люди относятся к Богу, как будто Он им какой-то друг, оправдывая себя тем, что Сам Господь называет нас друзьями (Ин. 15:15). Но Господь называет Своим другом и Авраама (Ис. 41:8), а как обращается к Нему Авраам? Владыка! Братья и сестры, если Бог назвал нас друзьями, никто не дает нам права иметь с Ним панибратские отношения! В состоянии неблагоговения не может быть молитвенной жизни.
Третье – вера. Писание говорит об этом так: «…все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24).
Четвертое – пребывание в Боге. Не выходить из состояния близости с Богом даже в нашей повседневной жизни: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).
Пятое – прощение. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк. 11:25). Вопрос прощения действительно очень сложный, потому что мы понимаем, что без покаяния прощения не бывает. А в чем же суть прощения? Что, со своей стороны, должны делать мы, не переживая о другой стороне? Посмотрим на Христа: Он висит на кресте и молится: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Давайте ответим на вопрос: простил ли их Христос? Конечно, простил! Тогда – встречный вопрос: они – прощены? Нет, не прощены – до тех пор, пока не покаются.
Мы с вами иногда думаем о ком-то: да он, может быть, никогда в жизни не попросит прощения! Но не к этому призывает нас Господь, Он говорит: «Ты прости!»
…Как-то по радио я слышал в ток-шоу такую историю. У одной женщины была единственная дочь, которую сбил насмерть пьяный водитель. Прошло несколько лет, и этого человека освободили из тюрьмы. За эти годы от женщины ушел муж, не выдержав ее постоянных слез и обвинений в том, что он никогда не любил свою дочь, потому что не плачет вместе с нею. И женщина истерично требовала ужесточения наказаний для совершивших такие преступления – вплоть до смертной казни. И тут на ток-шоу позвонила другая женщина и коротко поделилась своей ситуацией: «Моему единственному сыну было пятнадцать лет, когда его насмерть сбил пьяный водитель. И я настолько зациклилась на этом, что от моих постоянных переживаний умерла моя мать, меня бросил муж… Это я тебе говорю, чтобы ты знала, что я понимаю тебя. А теперь я хочу задать тебе несколько вопросов. Как ты думаешь, тот, который сбил твою дочь, он мучается?» – «Мучается?! Да он живет от нас через две улицы, его семья радуется, у него постоянно гости, шашлыки…» – «Хорошо. Еще вопрос: а твой бывший муж мучается?» – «Да нет! Он не любил нашу дочь, он живет, радуется…» И затем звонившая женщина спросила: «А кто страдает от всего этого?» Возникла пауза, и затем прозвучал ответ: «Да никто, кроме меня…» И тогда женщина, потерявшая сына, сказала ей: «Прости! Прости их!»
Братья и сестры, я плакал, слушая эту передачу. Вы посмотрите, что делает дьявол: сначала причиняет нам боль, а потом обидой сушит нас, мы просто сгораем внутри, и это отдаляет нас от Бога, мы не можем приблизиться к Нему. Так вот почему Господь сказал: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» – не ради того человека! Даже если у нас никогда не попросят прощения, все равно прости – от сердца, полностью! Молись за обижающих и за гонящих тебя! Поднимись над обидой и стань выше!
Так зачем же нужна молитва? Во-первых, Слово Божие говорит нам о том, что все «освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:5) – наш дом, наши дети: «Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор. 7:14). Это происходит не потому, что мы святы, не потому что мы такие праведные – всё освящает Слово Божие и молитва.
К большому сожалению, зачастую мы молимся тогда, когда уже пришли искушения: проблемы с детьми, падение в грехе… Вот тогда мы можем молиться целыми днями, проводить в молитве бессонные ночи… А Господь говорит: «…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41).
Нам так необходима молитва! И вроде бы нет какого-то формата, но жизнь учеников с Иисусом Христом до Его вознесения так ярко показывает, чтo передал ученикам Христос в Своем общении с ними.
Друзья! Мы должны познавать Его, мы должны в этом находиться, мы должны жаждать этого. Для нас созерцание Бога должно стать чем-то весьма сладким, чего мы должны искать – вот этого прилепления, близости, сосредоточенного размышления, мы должны направить сердце наше к Господу, чтобы познать истину в Слове, чтобы прийти к состоянию переполненности – все мы нуждаемся в этом.
Аминь.
Виталий Корчевский