Бесспорно, проблема вражды и мира — одна из самых актуальных во всей истории человечества, и особенно в современном обществе. Апостол Павел в своем послании Тимофею писал: «Знай же, что в последние наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы,… горды, надменны,… недружелюбны, непримирительны, … невоздержны, жестоки …» (2Тим.3:1-7).
Вражда и непримиримость — это бич общества. Отсутствие мира с Богом, с людьми, с самим собой делает человека несчастным существом, лишает его радости, душевного покоя, а зачастую и смысла жизни. Непримиримость лишает человека общения со своим Творцом, следовательно, и всех благословений в настоящей и будущей жизни.
Мы читаем в послании к Евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Это не мимолетная фраза для красного словца. Это крик сердца и призыв апостола, водимого Духом Святым, хорошо знающего сущность Бога, Его верность и истинность. Священное Писание призывает нас иметь мир нес отдельными личностями, а со всеми: родными, братьями и сестрами по вере, друзьями, соседями, коллегами по работе, со всеми окружающими людьми, и с теми, с которыми нам приятно и которые нас любят, и с теми, которые нас не понимают, которые нас обижают, унижают, поносят и проклинают.
Без мира со всеми людьми, как и без святости, «никто не увидит Господа». Никто — значит ни один человек: Бог неподкупен. Не увидеть Господа — значит не только лишиться блаженного будущего, но и не иметь счастливого настоящего. И то и другое немыслимо без общения с Богом.
Апостол Павел не говорит о том, что хорошо было бы иметь мир со всеми. Он говорит о том, что нам нужно иметь этот мир и что с нашей стороны необходимо приложить все усилия и старания, чтобы этот мир обрести. Весьма примечательно, что мир в данном случае — это не только отсутствие вражды. Мир — это восстановление нарушенных взаимоотношений, это радость видеть друг друга, желание быть вместе и готовность сообща совершать одно поприще.
К сожалению, иногда можно услышать: «Я простил его (ее), но видеть не хочу». Поверьте, это — не мир. Часто можно услышать свидетельства примирения, но не увидеть реальных плодов. Продолжение осуждения, нежелание видеть человека и иметь с ним одно дело — это не мир.
- Что же делать, чтобы обрести божественный мир?
Слово Божье дает ряд простых, но очень важных советов. К большому сожалению, для многих людей эти советы кажутся слишком простыми, и они хотят услышать что-то такое, чего они еще никогда не слышали. Им кажется, что в их случае уже предпринималось множество попыток примирения — и все напрасно. Запомни, дорогая душа: Бог не обременяет нас тем, что нам не под силу.
Ему порой сложно с нами, но нам — просто с Ним! Это хорошо видно из одного библейского примера. Многим знакома история исцеления Не- емана, военачальника войска Сирийского. Как он был недоволен и даже оскорблен поступком и простым советом Елисея семь раз омыться в Иордане. «И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе».
А что было бы, если б Нееман не прислушался к совету своих рабов исполнить предложенное пророком? Да он просто не исцелился бы! Так и мы, если не прислушаемся к простым советам Слова Божьего, не обретем так нужного нам мира.
- Проверьте свою посвященность Богу
Посвященность выражается в жертвенности. Я делаю ожидаемое Богом от меня потому, что люблю Его, доверяю Ему и хочу сделать угодное Ему, осознавая и благость Его воли по отношению ко мне: «…и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:2).
Любовь к Богу и людям выражается в жертвенности. Жертвенность, в свою очередь,— приношение Богу, благоухание приятное. Жертва исключает нападение. Жертва — это готовность к страданию. Пример тому — Христос. Он не стал разбираться с нами, погибшими грешниками, по поводу наших грехов, но безропотно умер за нас. Со Своей стороны Он сделал все, чтобы примирить нас с Собой. Почему Он сделал это? Он посвятил Себя Небесному Отцу. Если мы — дети Божьи, мы должны посвятить себя Господу и подражать Ему. Если мы нашу жизнь посвятили Богу, Он поможет устранить все конфликты и даст нам Свой божественный мир.
«Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9:33),— сетовал Иов в страданиях. Нет у него посредника, который бы объединил его с Богом. У нас есть Посредник. Этот Посредник — Иисус Христос (1Тим.2:5). Он готов возложить Свои руки на конфликтующие стороны и примирить их. С нашей же стороны важна посвященность Господу и любовь к Нему. Без этого — не уладить никакого конфликта.
Глубокой ночью в доме одного пастора раздался телефонный звонок. «Мы разводимся»,— услышал он в трубке взволнованный и доведенный до отчаяния голос. Не долго думая, он собирается и едет, желая помочь утопающей в конфликте и непримиримости христианской семье. В доме его встречают не только не могущие смотреть друг другу в глаза супруги, но и собранные коробки и чемоданы. Никакие попытки пастора примирить так далеко зашедшую в непримиримости чету не увенчиваются успехом. И тогда он прибегает к шагу, к которому, безусловно, побудил его Господь. Он говорит: «Я ничем не могу вам помочь и хочу лишь теперь помолиться о вас». Он взял их за руки и, попросив в момент молитвы вспомнить свое крещение, бракосочетание и данные друг другу пред Господом обещания, горячо помолился Господу. Сразу после молитвы он уехал, и лишь только вошел в двери своего дома, услышал телефонный звонок, а затем и радостный голос: «Пастор, мы не разводимся!»
Слава Богу!
Если мы любим Господа, если Его воля является авторитетом для нас, если мы готовы к жертвенности, мы приложим все усилия к примирению.
- Молитесь!
Написано: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» (Пс.33:6). Те, которые искренне молятся Богу, не постыдятся. Они получают свет от Него. Важно молиться не только в момент конфликта, но и регулярно молиться о мире и согласии. Без Бога невозможен мир. Иисус сказал, что мы без Него ничего не можем делать. И наша борьба не с плотью и кровью, а с духами зла.
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:6).
Мы должны молиться. Имея обетования в этом стихе, мы можем рассчитывать на Божью помощь. При этом, однако, важна искренняя и правильная молитва. Нужно молиться не только: «Господи, вразуми и наставь его (ее; их)», но прежде всего: «Господи, может быть, я неправ (неправа). Открой мне истинную причину конфликта. Помоги мне первому сделать шаг для примирения, дай для этого силы». Если только возможно, хорошо молиться вместе двум сторонам, задействованным в конфликте.
- Ищите помощи в Слове Божьем
Это важно делать не только во время конфликта. Больному может не помочь экстренная терапия, если долгое время он пренебрегал советами врача и не заботился о своем здоровье. Умирающему от голода в определенных случаях уже не поможет пища. Важно, чтобы Слово Божье стало авторитетом для нас. Важно, чтобы мы ясно осознавали: мне важно идти к примирению потому, что к этому призывает Библия, и я делаю это, опираясь не на чувства, а на Слово Бога.Необходимо регулярное чтение Библии, чтение в тихое время, индивидуально и в кругу семьи. Человек слабеет, когда он не кушает. Мы становимся слабыми и доступными для лукавого, если мы не питаемся духовной пищей.Намного важнее — видеть в Библии требования к себе, нежели к другой конфликтующей стороне, хотя чаще происходит наоборот. Если вторая половина не хочет исполнять библейские требования к ней, это не значит, что я тоже могу не исполнять требований к себе. Принцип мести, принцип «зуб за зуб» неприменим. Иисус любит независимо от того, как мы относимся к Нему. Что было бы, если бы Он мстил нам? - Думайте о последствиях…
«О, если бы они рассуд ли, подумали о сем, уразум ли, что с ними будет» (Втор.32-29). К примеру, вс ник конфликт между супругами — нет просвета во взаимоотношения Стоит подумать о том, что будет, ecли конфликт не будет исчерпан. Разв диться нельзя. Уклоняться от cynp жеских обязанностей нельзя. Жить вражде — каторга. И, что очень ва но, нарушены взаимоотношения Богом. Мы говорили об этом в на ле статьи, анализируя стих из пост ния Евреям (12:14). Обольщает тот, кто говорит: «У меня со втор половиной проблема, а с Богом меня все нормально». Без мира всеми людьми у христианина нет н какой надежды и на взаимоотнои ния с Господом.
«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на лож ваших, и утишитесь» (Пс.4:5).
- Прощайте и просите прощения сами
К большому сожалену часто можно слышать: «Простить? — Никогда!» или «Мне просить прощения? — Ни (А) за что! (?) Пусть первый (ая) просит». А ведь стоит сказать, что в конфликт часто виновны обе стороны. Только непризнание Божьего авторитета и гордыня могут воспрепят вовать последовать предложенно совету — прощать и просить прощения. Кто-то скажет: «Это ниже моего достоинства!». А Христу выше или ни Его достоинства было сносить на поношения и умереть за нас?
Просить прощения просто необходимо. И неважно, мой (я) ли это супруг (а), мои ли это дети или к либо другой.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не дал тебя судье, а судья не отдал тебя слуге, и не ввергли бы теб темницу» (Мф.5:2325). Жертвенком может быть и Вечеря Господня.
Слава Богу, если Он прощает, так это от сердца! Если бы это было не так, мы обязательно прочувствовали бы это на себе. Но Библия говорит, что Бог забрасывает наши грехи за хребет Свой, куда никогда не оборачивается. Он повергает их в пучину морскую, откуда никогда не достает. Простить от сердца — это не просто быть в состоянии терпеть кого-то. Простить от сердца — значит радоваться другому и иметь готовность вместе совершать свой жизненный путь. «… но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). А если некто сильно обидел, необходимо все же ему дать шанс исправиться. Христос простил Петру его тяжкий грех — предательство.
- Стремитесь к общению
«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3).
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда конфликтующие стороны избегают друг друга. Бывают и скрытые конфликты, когда «война» объявлена одной стороной, а другая об этом ничего не знает. Так бывает, когда одна из сторон не видит или не осознает своего проступка или греха, а другая — не в состоянии с любовью обличить или увещевать. Так может случиться и тогда, когда поступок одной стороны неправильно понят или интерпретирован другой стороной.
Без общения, без объяснения невозможно устранить проблемы непримиримости. Бог создал человека для общения. И тот, кто более духовный, несомненно, первым будет стремиться к такому общению.
Одному пастору однажды довелось побывать на семинаре, организованном для служителей и посвященном семейным темам. Там докладчик делал особый акцент на необходимости служителям регулярно уделять время для общения со своими женами, что пастор и решил ввести в свою практику. И вот вечером, во время прогулки, жена открыла ему давнюю обиду. А дело было вот в чем.
Более двадцати лет назад у них загорелась крыша дома. Пожарники затушили пожар. И … муж уехал в церковь на служение, а жена с малыми детьми осталась у пожарища. Какие тяжелые переживания перенесла она тогда, думая, что никому не нужна, даже своему мужу. Приходили и мысли о самоубийстве. И вот эта обида с давних пор коренилась в ее сердце. Как хорошо, что она во время этого общения нашла в себе силы высказать свою обиду. Муж попросил прощения и, стоявшая много лет преграда была убрана.
Или другой случай. Две подруги и сестры по вере жили на квартире. Одна ушла на молодежное общение в церковь, а другая осталась дома, приготовила ужин. И так как подружка задерживалась, оставшаяся в тот вечер хозяйкой сестра поужинала и легла спать. Подружка, вернувшись и узнав, что сестра уже спит, прошла на кухню, нашла приготовленный ужин, поела и хотела помыть посуду. И только включила кран, как он загудел: «Нет, не буду будить подругу,— сказала она себе,— а помою посуду завтра». Утром та, которая легла раньше, и встала раньше. Она увидела на кухне в раковине немытую посуду: «Какая негодная,— подумала она.— Я ей приготовила, она поела, а посуду за собой не вымыла».
Затем проснулась и другая. Как можно было и ожидать, подруга встретила ее неприветливо и не разговаривала с ней. Как хорошо, что у так называемой «виновницы» хватило мудрости все объяснить, и тогда мир вновь воцарился во взаимоотношениях между сестрами и подругами.
- Прилагайте усилия для установления мира
Можно много знать о том, что нужно делать в деле обретения мира. Но, если не приложить усилий и стараний, достичь мира не удастся (Евр.12:14).
Брюс Вилкинсон, проводя семинар на семейную тему, попросил жену рассказать о том, как ей удалось наладить мир в их семье. Она свидетельствует, что в какой-то момент их семейной жизни ей вдруг стало отчетливо ясно, что глава жене — муж, а мужу глава — Христос: «Я,— рассказывала она,— поняла, что как бы не прав был мой муж, в принятии решений последнее слово за ним. Я могу ему что-то посоветовать, но не настаивать на своем. Я могу свои переживания сказать Христу, и Он, глава моего мужа, будет работать с ним». Позже муж не один раз убеждался в мудрости своей жены и прислушивался к ее советам.
Итак, на каком-то этапе жизненного пути жене вдруг стало отчетливо ясно, чего Бог требует от нее для восстановления мира в семье. Она предприняла все, чтобы этим советом воспользоваться. И как результат — успех.
Да поможет нам Господь дорожить нашим спасением и общением с Ним. Да поможет Он нам стремиться к миру с Ним и со всеми людьми, прислушиваясь к Его советам.
Кто-то скажет: «Простить — это ниже моего достоинства!».А Христу выше или ниже Его достоинства было сносить наши поношения и умереть за нас?
Александр Шумилин,
Председатель Союза ЕХБ Кыргыстана
Журнал «Голос Истины» 2007, № 9 (96)