Сейчас есть очень много книг по душепопечительству, есть даже курсы по подготовке душепопечителей, некоторые люди даже говорят, что они имеют дар душепопечительства. И получается так, что это становится какой-то должностью — вот, есть у нас в церкви душепопечитель, это его дело. Хочу сказать, что я понимаю это по-другому.
Конечно, для евангелизационных служений нужны подготовленные душепопечители, но само душепопечительство — это образ жизни, это то же самое, что и благотворительность, странноприимство — это образ жизни в церкви.
Душепопечительство — это то, в чем безусловно нуждается каждый христианин, без исключения, начиная от пастыря и заканчивая самым молодым новообращённым, или даже тольо время подготовки к этой теме я увидел очень много моих душе- попечителей,которых я раньше не замечал — Бог мне показал их. Я со слезами воспринимал это и благодарил Бога, что их у меня так много. Но, кроме этого, я много раз покаялся в том, что я не всегда являюсь тем душепопечителем, которого хотел бы видеть во мне Бог.ко приближенным, ещё необращённым человеком. И, чтобы ему стать верующим, он должен иметь душепопечителя.
Душепопечительство — это образ духовной жизни в церкви
Я вспоминаю своего первого душепопечителя — это была моя бабушка. Почему я хочу рассказать о ней? Потому что нам иногда кажется, что для душепопечительства обязательно нужно иметь какое-то образование, нужна подготовка, знание психологии… Надо иметь особых людей для молодёжи, особых — для пожилых людей, отдельно — для сестёр… Моей бабушке было 84 года, у неё совсем не осталось зубов, она была глухая на одно ухо, она была совершенно неграмотной…
Она воспитала четырнадцать детей, и только трое из них, в том числе и моя мама — пережили её. Многие из них умерли от голода, двоих расстреляли за то, что они были служителями в церкви. Образ бабушки всегда стоит передо мной — она была настоящим душепопечителем для всех нас. Я рос третьим в семье, мы всегда были рядышком со старшим братом и сестрой, вместе ходили в воскресную школу. Время было другое — у нас не было открытой воскресной школы, занятия всегда прикрывали днями рождения или какими-то праздниками… А бабушка всегда молилась и повторяла нас поимённо, и всегда делала это со слезами.
Я помню тот день, когда 10 марта 1968 года я покаялся на утреннем богослужении, а потом у нас было молодёжное общение — такое радостное, а потом — вечернее служение, а после него мы всю молодёжь пригласили к нам домой. Моя бабушка встречала меня — я никогда не забуду, как она прижала меня к себе и плакала. В этот же день покаялись и моя старшая сестра, и мой старший брат, и бабушка с чувством выполненного долга совсем через короткое время отошла в вечность.
Она была совершенно безграмотной, но хочу сказать, что она была душепопечителем не только для нас, внуков. Она не пропускала ни одного собрания, всегда садилась перед кафедрой, потому что плохо слышала, а когда приходила домой, она собирала соседей, старушек — у неё была Библия с картинками, которая сейчас находится у меня — она открывала страницы с картинками и рассказывала о Стефане, о его страданиях, о его любви, и все бабушки плакали. От её служения многие пришли к Господу.
Душепопечительство — это образ жизни
Давайте прочитаем место Писания об одном душепопечителе — Филиппе. Деяния Апостолов, 8 глава с 26 стиха:
«А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлет- ся от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Гэсподень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».
Думаю, что самое главное в душепопечительстве — это послушание голосу Бога
Почему я так думаю? Потому что все мы с вами — жалкие утешители, другими словами, жалкие душепопечители. И очень трудно представить, если даже мы изучаем какой-то богословский вопрос, и мы думаем: если у нас спросят то или другое, то мы вот так ответим… дорогие, все равно мы с вами окажемся жалкими душепопечителями, если мы будем делать это сами — Иисус Христос использует нас для того, чтобы Самому утешать тех, кто нуждается в нашем душепопечительстве.
Душепопечительство должно быть развито в церкви
Некоторые члены церкви считают, что их задача — пригласить в церковь своего родственника или, может быть, соседа, друга… и — максимум: сказать об этом пастырю или кому-то из служителей: вот, на этой скамейке сидит мой родственник, пожалуйста, подойдите к нему, побеседуйте… И с чувством исполненного долга такой член церкви считает, что он исполнил всё, что от него требовалось.
Но обратите внимание: евнух ехал не в Иерусалим, а из Иерусалима. Он каким-то образом попал туда, кто-то пригласил его туда, он был там на празднике, ему там очень понравилось, он имел при себе книгу пророка Исайи — возможно, это примерно то же самое, что «Евангелие» или «Ин- жил», которые мы сегодня дарим — кто-то, может быть, дал ему эту книгу. Кажется, что всё, что необходимо, для него уже было сделано. Но Господь говорит Филиппу: встань и пойди! Я думал: почему здесь подчёркнуто — иди на дорогу, которая пуста? Когда я читал немного выше, там написано, что Филипп нёс очень ответственное служение благовестия — после смерти Стефана было большое гонение, рассеяние, и написано, что Филипп был в Самарии, там проповедовал, и весь город был в движении. Народ слушал его — это было большое евангелизационное собрание, и он переходил из одного места в другое, всегда находясь в окружении людей — его слушали сотни,а может быть, тысячи людей. Может быть, это казалось ему его назначением, он думал, что должен находиться именно здесь, и вдруг он слышит зов из глубины сердца: Филипп, иди на дорогу, которая пуста. Думаю, что здесь должно было быть большое послушание, чтобы изменить своё отношение к ситуации.
Душепопечительство — это не видное, не заметное, а порой даже неблагодарное служение
Оно зачастую предполагает долго ожидаемый результат, но насколько оно важно! Послушание… Сколько раз мы не послушались тогда, когда Господь нас к кому-то посылал или, может быть, просто о ком-то напоминал…
На следующий день после празднования входа Господня в Иерусалим у нас произошла трагедия: в реабилитационном центре случился пожар — от свечи загорелась комната, и строитель, который там был, погиб-сгорел. Мне позвонили уже рано утром, я приехал туда, там было очень много представителей прокуратуры, пожарной охраны, милиции, следователи — было очень много людей, были очень большие переживания… До обеда я никак не мог освободиться — все задавали вопросы, нужно было писать объяснительные, я не представлял, чем всё это закончится… На сердце была такая глубокая тяжесть…Но у меня был ещё один очень важный момент — мне нужно было сообщить обо всем этом жене погибшего строителя — у них остался пятилетний ребёнок — и я совершенно не представлял, как это сделать. Я попросил позвонить этой женщине, чтобы она пришла в церковь — когда я приеду, чтобы мне поговорить с ней — я всё время думал об этом.
И когда я приехал в церковь, навстречу мне шла эта женщина — я посмотрел на неё и понял, что она уже всё знает. Но я понял и другое: я понял, что с ней уже кто-то поработал — ей не просто сказали, а кто-то в эти короткие минуты провёл с ней большую духовную работу. Когда вечером я лёг спать, было уже поздно, я никак не мог уснуть, постоянно вставал… Я понимал, что мне нужно успокоиться, но я и молился, и читал Библию — ничего не помогало: вся эта трагедия была перед глазами. А потом я и сам не заметил, как часа в четыре я крепко уснул и проснулся уже почти в восемь часов утра.
Когда я пришёл в церковь, ко мне подошла одна молодая сестра — она живёт в интернате при церкви, трудится там — и спрашивает: «Александр Давыдович, как вы сегодня спали?» Я улыбнулся: «Да, слава Богу, как-то…» И она говорит: «Вы знаете, в четыре часа Господь меня разбудил и сказал, чтобы я молилась о вас. Я пошла к сторожу, сказала об этом ему, и мы вместе молились. Наверное, вы нуждались в этой молитве». И я вспомнил — это было точно в то время, когда я уснул. Знаете, как приятно было видеть, что есть послушание — и тогда есть душепопечительство.
Хочу привести ещё один пример, который сильно меня тронул. Это было — 7 марта. Мы с братьями выехали на машине, чтобы посетить районы с Вечерей, а когда выезжали из города, на машине спустил баллон. Мы стали менять баллон, и вдруг — звонок: звонит одна сестра и говорит: «У Нины Николаевны сегодня ночью насмерть разбился сын». Нина Николаевна — это очень духовная богобоязненная сестра, мы её очень любим. Она пришла к Господу удивительным путём. Ещё будучи в мире, она трагически потеряла свою семью, двоих своих сыновей.
Когда она приехала в Таджикистан, один из местных крупных бизнесменов взял её к себе второй женой, устроил её бухгалтером в свою организацию. Она родила сына, а когда сыну было пять лет, муж подстроил так, что её посадили в тюрьму. Сына забрали. А когда она вышла из тюрьмы, сын не принял её — за эти годы его настроили: твоя мама — преступница. Но в тюрьме произошло то, ради чего, говорит она, я жила всю свою жизнь: она обратилась к Господу и стала христианкой. Когда она вышла, сыну было двенадцать лет. Она была разделена с ним, но она искала встреч с ним — на улице, в школе — она встречала его, помогала ему… Она жила только для него. Когда ему исполнилось 19 лет — это было 7 марта этого года — он взял у отца машину, не имея прав, и, возвращаясь откуда-то с другом, он совершил аварию и погиб.
Я сидел в машине и думал: «Что делать?» С одной стороны, нас ждут в церкви — там у них Вечеря, они с постом готовились к этому дню… Но я прекрасно понимал, что сейчас Нине Николаевне нужна поддержка. Я даже не представлял себе, как она может сейчас себя вести — по законам Востока в этот же день его будут хоронить… Я помолился, сделал пару звонков, и Господь дал мне мир, чтобы ехать дальше. Потом я позвонил Нине Николаевне и удивился, что она спокойно со мной могла разговаривать. Позже она рассказала, что сделала небольшая группка сестёр, которые приехали и просто стояли в стороне. Она сказала: «Я даже не представляю, если бы этого не было, что было бы со мной». Они практически ничего не делали, просто стояли рядом, и она получила огромное утешение, а они получили для себя большое благословение.
На следующий день было воскресенье. Мы перед служением были в братской комнате. К нам приехал брат из Молдовы, и мы рассуждали, какие темы будут на богослужении. Брат из Молдовы сказал, что он готовил проповедь на тему «Была пятница, за ней следовала суббота, и потом было воскресенье». Я был поражён — была пятница, потом разбился сын нашей сестры, а в воскресенье — это было 8 марта — нам нужно было об этом говорить. А потом я увидел, как в зал вошла эта сестра, села, а когда призвали к общей молитве, она молилась, благодарила Бога. Собрание прошло. И я могу засвидетельствовать, что я ещё никогда с такой радостью не смотрел в зал, как вся церковь подходила к этой сестре, обнимали её. Я просто наслаждался тем, что это так просто и так легко — душепопечительство.
Дорогие братья и сестры, я хотел бы сегодня обратить внимание на некоторые моменты — как нам развить это душепопечительство в нашей церкви, в нашем братстве и, в первую очередь, в своём сердце.
Как я уже сказал, первое — это послушание. Там, где нужно было душепопечительство, Господь приходил Сам. Вспомним сотника — о нем сказано в книге Деяний Апостолов — это был «муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Д.А. 10:2). Когда у него было душевное беспокойство, Иисус сказал Петру: «вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними» (Д.А. 10:19-20). Когда Павел потерял зрение, был в отчаянии, не знал, что делать — тогда Анания услышал Голос: «Иди на улицу…»
Я так представил: если бы эти мужи — Филипп, Анания, Петр — не послушали и не пошли? Конечно, Бог нашёл бы как совершить это другими руками — как помочь, как спасти… Но как много значило это послушание!
Иногда мы даже не понимаем, почему у нас нет сна, и мы ищем какие- то снотворные, чтобы уснуть… А может быть, это самое время, когда Бог говорит нам о том, кто нуждается в нашей молитве, в нашем попечительстве? О том, чтобы просто посетить человека? Мы все нуждаемся в этом. И знаете, как больно смотреть, когда мы приходим в церковь для того, чтобы получить что-то! И хочу сказать — я просто уверен в этом — мы просто не имеем права рассчитывать на душепопечительство, если мы сами никогда не проявляли душепопечительства к тем, которые нуждаются в этом.
Вернёмся к Филиппу — он подошёл и смотрел со стороны — ненавязчиво. Я встречал такие случаи, когда люди дерзают и ревнуют об этом — они хотят быть душепопечителями. Помню, это было ещё до моего покаяния, или сразу после покаяния — мы с ребятами играли на улице в футбол, и вдруг заходят два молодых брата, в руках — Библия. Они усадили нас такими, как мы были — в пыли, после игры — и сказали: мы будем вашими душепопечителями. Мы тогда ещё не понимали, что это такое. Я не запомнил, о чем мы говорили, но помню, что они дали нам задание прочитать Евангелие от Марка, а они придут ровно через неделю, и мы должны будем рассказать об этой книге. Мы подождали, пока они уйдут, и снова побежали на улицу. Мы не заметили, как пролетела неделя. Мы снова были на улице, играли в футбол, и вдруг младший братишка кричит: «Идут!» Мы сразу вспомнили, какой сегодня день, вспомнили, что нам было задано, бегом прибежали в комнату, стали что-то искать… Конечно, мы ничего не смогли толком рассказать, было стыдно… Вспоминая всё это уже с позиций времени, нисколько не хочу осудить — эти братья шли в хорошем направлении, у них было хорошее желание, но это осталось в моем сознании — иногда мы навязываем, иногда мы просто пристаём к людям, говоря: «Мы — твои душепопечите- ли, я — твой душепопечитель. Так что, пожалуйста, прошу любить и жаловать». А иногда мы ещё и говорим: «Бог мне сказал… Бог открыл мне…»
Филипп имел право так сказать. Он имел право подойти и сказать: «Извини, пожалуйста, министр финансов, вот мне Бог сказал, чтобы я сейчас здесь был, чтобы я подошёл к колеснице. Ты можешь мне сказать, какие у тебя проблемы, я сейчас помогу тебе их щщщ решить». А он стоит, ждёт, и евнух сам приглашает его.
Думаю, что это очень много значит, когда люди, которые с нами, тянутся к нам, ищут в нас тех, кому можно открыть своё сердце, с кем можно поделиться. В душепопечительстве иногда нужно какое-то время подождать, но важно найти этот момент, когда душа нуждается в душепопечительстве.
В служении часто так случается: чувствуешь что-то в человеке, приглашаешь его, начинаешь беседовать: что с тобой? молчит. Может быть, это? Молчит. Или это? Молчит. И тогда я говорю так: «Мы сейчас помолимся, и следующая наша беседа состоится тогда, когда этого пожелаешь ты. Договорились?» Иногда этот человек сразу не уходит. После молитвы он говорит: «У меня есть что сказать», и начинает открываться.
Мы должны чувствовать, что душа — это очень сложно, это не просто какой-то орган человека — это не печень, не почки, не желудок — и очень важно иметь к человеку правильный подход. Всё это делает Господь, если Он направляет нас, если Он подсказывает нам, если Он руководит нами.Даже когда нам бывает непонятно, что говорит Бог, мы можем спросить Его об этом. Знаете, что меня поражает? Совсем молодой Самуил и священник Илий — и как всё поменялось! Илий нуждался в том, чтобы ему кто-то помог, он мучился — он видел, как поступают его сыновья… И Бог использует этого совсем ещё маленького мальчика — Он зовёт его, Он говорит ему. Не сразу узнал юноша голос Божий — Бог говорит второй, третий раз… И тогда Илий сказал: «Иди» — он понял, Кто зовёт Самуила.
Иногда нам кажется, что наш душепопечитель должен быть как минимум постарше нас — во всяком случае, духовно, к тому же облеченный каким-то правом говорить нам… И когда мы так перебираем, то вокруг нас не видим таких людей — нам кажется, что душепопечитель — это кто- то такой большой… Иногда в церкви приезжают гости служители, и тогда к ним сразу подходят члены церкви: «Вы понимаете, у меня такая проблема, я никому не могу её открыть, довериться…» Дорогие, я думаю, это неправильно — если Бог хочет кого-то использовать, Он может использовать даже маленького мальчика, но самое главное, что это делает Бог, и у Него одна цель — Он помышляет о том, как поддержать, как спасти, как помочь. Поэтому нам нужно быть очень внимательными, когда Бог говорит к нам.
Первое. Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Господь не разделяет людей: «придите ко Мне ВСЕ». Так и мы должны быть готовы для всех, если этого хочет Господь, если Господь посылает. Даже тогда, когда нам кажется: это бесполезно, это невозможно, это не тот случай, этот человек не достоин… Христос говорит: ВСЕ, кто нуждается.
Конечно, самый истинный и верный пример душепопечительства — это наш Господь Иисус Христос. Я хотел бы тезисно выделить семь моментов того, что для меня дорого в Иисусе Христе как в Душепопечителе.
Второе. Иисус оказывал душепопечительство в любое время. Некоторые братья отключают вечерами телефоны, говоря, что им за день и так хватает проблем. Конечно, есть моменты, когда нужно выключать все телефоны — например, в церкви во время богослужения… Никодим пришёл к Иисусу ночью, и Он принял его. Иногда душа не может дождаться… Помню такой момент, когда у меня было очень сильное побуждение посетить одну женщину — она ясно увидела действие Бога в своей жизни, но ещё не приняла Его в своё сердце — но мы в тот момент как раз собирались в отпуск, было очень мало времени… И когда я уже летел в самолёте, я очень жалел, что не смог её посетить. Когда мы вернулись из отпуска, я первым делом отправился к ней. Во дворе её дома меня встретил её сын. Я спросил его: «Мама дома?», и он ответил: «Мама умерла». «Как умерла? Ведь она была совершенно здорова!..» «Врачи ничего не смогли определить. Но она все время о вас помнила — она что-то хотела вам рассказать». После этого случая я долго не мог отойти от чувства, что если бы я послушался Господа, мне хватило бы нескольких минут… Иисус принимал людей в любое время.
Третье. Иисус имел терпение выслушать, а потом говорить. Как много Иисус мог сказать ученикам! Но Он слушает их, слушает, и только когда они закончили, Он преломил хлеб и стал говорить им. Это очень важно — уметь выслушать. Иногда даже ничего не надо говорить, а просто выслушать, помолиться, и это бывает полезнее.
Четвёртое. Иисус готов отложить все дела, чтобы поговорить о душе. Вспомним встречу ссамарянкой. Когда после этой встречи ученики принесли из города еду, Он сказал: «у Меня есть пища, которой вы не знаете» — есть что- то более важное, чем просто пища. Как часто у нас столько важных дел, что у нас не хватает времени для самого главного — для заботы о душе.
Пятое. Иисус мог перевести разговор от житейского к духовному. Иногда мы попадаем в такие ситуации, что вроде бы уже обо всем поговорили, но очень трудно перейти к духовным вопросам. Иисус знал, как от простой воды в колодце перейти к воде живой, и для нас это — хороший урок.
Шестое. Иисус может вызывать человека к рассуждению: «Как вы думаете?» — говорит Христос. Иногда мы никого не спрашиваем, мы говорим заранее приготовленные мысли, ответы… Вызвать человека к размышлению, особенно когда это касается его духовного состояния — может быть, он неправильно поступает, но он никогда этого не поймёт, если сам не поразмышляет об этом.Иисус мог снизойти до уровня собеседника — меня это всегда поражает: как это Иисус мог садиться вместе с таким разными, как нам кажется, грешниками. Это же поражало и окружающих современников Иисуса: да если бы Он был тем, Кем Себя называет, разве мог бы Он сидеть вместе с ТАКИМИ людьми! Разве мог бы Он не заметить, КАКИЕ люди рядом с Ним! Но Иисус мог снизойти — даже когда рядом с Ним были безусловные грешники.Иисус всегда хочет знать, чего мы хотим: «Что ты хочешь от Меня?» Людям это не всегда было понятно, этот вопрос иногда казался странным, но это очень важно — чтобы человек сам мог знать, чего он хочет. Когда мы навязываем человеку совсем не то, в чем он нуждается, даже не дослушав, чего он хочет — человек закрылся, и больше он ничего не скажет. Обязательно нужно уметь выслушать, что человек хочет. Иисус всегда замечал тех, кто нуждался в Нем. И мы должны замечать тех, кто нуждается в нас — это очень важно. Иисус Христос мог заметить Закхея даже среди густой листвы смоковницы. Вокруг нас так много людей, которые нуждаются в помощи.
И последнее. Что мы можем сказать людям, которые находятся в бедственном положении, в тяжёлых обстоятельствах, в трудностях, которые переживают большие потери? Как мы можем решить их проблемы? Мы иногда берёмся за это, но нужно совершенно другое — нам нужно просто рассказать им об Иисусе Христе.
Как-то мы были водном районе — там было очень много работы, и мы ночевали у ответственного брата, домой приходили поздно, утром рано уходили. И как-то приходим, а жена брата говорит: «Александр Давыдович, тут соседка приходила, у неё очень сильно болеет ребёнок. Куда они только ни обращались — никто не может помочь. Она очень хочет, чтобы вы помолились». Я никакой не целитель, да и поздно уже было, и я сказал: «Завтра», и так со дня на день. Однажды мы пришли уже в десять часов вечера. А рано утром мне надо было улетать, и хозяйка говорит: «Соседка уже три раза приходила». У меня внутри всё как будто обожгло, мы поднялись наверх, позвонили. Долго никто не открывал — оказывается, они уже собирались спать. Когда они узнали, кто мы и зачем пришли, они подняли всех с постелей, собрались в комнате… Я был в таком трепете…
А мать рассказывает: вот, ребёнок кричит, не успокаивается, ничего не помогает, врачи ничего не могут определить — куда мы только ни ходили, что только ни делали… Я сказал: «Вы знаете, я не врач, не целитель. Единственное, чем я могу помочь — я знаю одного чудного Врача — это Иисус Христос, Который может исцелять. И я верю, что Он может исцелить. Но всё, что могу я — это познакомить вас с Ним и попросить Его, чтобы Он принял вас». И мы помолились. На следующий день я уехал, а недели через три я снова приехал и был в том доме. Я почти забыл всё, что там происходило, и вдруг со мной вежливо здоровается какая-то женщина. Я не понял, кто это, и мне говорят: «Как же, разве вы не помните, это же та мама, о ребёнке которой вы молились!» «А как ребёнок?» «Да вот же он, рядом играет!» Оказывается, с того дня ребёнок совершенно успокоился, он стал совершенно здоров. Но самое главное, что они очень сильно заинтересовались вопросами истины.
Что сделал Филипп, когда встретился с евнухом? Что сделал Петр, когда пришёл к сотнику? Он говорил об Иисусе Христе. Я думаю, у них тоже было много проблем, много переживаний, много мыслей — но они говорили обИисусе Христе.
Думаю, что наша задача как душепопечителей — говорить, приводить к Иисусу Христу, потому что истинный, настоящий Душепопечитель — это наш Господь Иисусю. Потому что Он сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Пусть Господь благословит нас, чтобы мы просто обратили внимание, на каком уровне находится душепопечительство в нашей церкви. На каком уровне — в нашей семье? На каком уровне — в каждом из нас? Чтобы это было как в семье, где каждый занят своим делом, и мы можем спокойно рассчитывать, что есть те, которые всегда смогут быть рядом, которые поддержат тех, у кого погиб муж, окружат заботой ту, которая потеряла сына, смогут понять тех, кто потерял смысл жизни — которые прочувствуют чужую боль как свою. Это самое большое счастье, когда Господь Иисус, смотря с высоты и видя наши правильные взаимоотношения, видя наше правильное отношение к душепопечительству, радуется такой прекрасной семье, которая есть Церковь. Потому что Церковь — это место, где души должны находить покой.
Александр Вервай
Журнал «Жизнь веры» № 3/2009 (51)