У меня есть вопрос: что это за служитель, который не посвящен Богу? Может ли быть служитель, не посвященный Богу? Я думаю, что нельзя такого человека называть служителем. А как можно назвать? Деятель, наемник. Ну, можно его еще назвать работником, но не служителем! Человек, который претендует на звание служителя, должен быть посвящен Богу.
На одном съезде очень много говорили о миссионерстве, о великой нужде в средствах и тружениках и т. д. Затем был призыв пожертвовать деньги на дело Божье. И там был один брат, у которого не было ни одной копейки. Ему было так досадно. Сердце его так горело. Он многое пересмотрел в своей жизни и тоже хотел что-то пожертвовать. Сосуд приближался все ближе и ближе. И вдруг его осенила одна мысль. И он, взяв ручку, написал на листке: «Я жертвую Богу один год своей жизни». Он положил эту записку в сосуд с деньгами. В конце служитель объявил сумму собранных средств, а затем, подняв эту записку, сказал: «Бог принимает Вашу жертву».
Рассказывают, что этот брат, действительно, пересмотрел свою жизнь и очень много сделал для Бога. Он трудился, свидетельствовал – многие люди в этот год через его труд обрели Господа. Но годы очень быстро пролетают. И этот брат за пролетевший год столько пережил благословений, что на стыке перехода в следующий год он стал на колени и сказал: «Господи, я посвящаю Тебе всю свою жизнь».
Мнение Бога
Служитель, посвященный Богу … Я не знаю, что вы думаете о себе, дорогие братья-служители. Но некоторые так хотят выглядеть служителями, что доходит до смешного. Помню, когда началась перестройка, некоторые пытались и одеться, как служители одевались, и бороды отпускали, чтобы их приняли за служителей, когда они придут куда-либо. Меня это не смущало. Но когда они хотели таким образом заявить, что они служители, у меня вставал вопрос: зачем? Я хочу, чтобы мы все подумали о главном: а что думает Бог о нашем служении? Может ли Он нас назвать Своими служителями? Бог, Который видит нас, как видел Нафанаила, которого привели к Иисусу, и Он похвалил его как «подлинного израильтянина, в котором нет лукавства», добавив: «… когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Вот это служитель, посвященный Богу!
Бог «видит нас под смоковницей», знает нашу вторую жизнь, которую, быть может, из людей никто не знает. Он слышит наши молитвы, знает, сколько мы молимся, как читаем Евангелие, насколько мы усердны, сколько жертвуем денег. Он знает, как мы относимся к нашим женам. Бог, Который знает все, скажет ли, что мы служители, посвященные Ему?!
Мнение Близких
Есть мнения наших близких. Думаю, что это тоже очень важно: что думает семья о нас. Приведу пример. Когда одной сестре, муж которой был очень сильный проповедник, однажды сказали: «Какая ты счастливая! Мы радуемся, когда можем полчаса слушать твоего мужа. А ты его слышишь постоянно, ты всегда с ним». Она заплакала и сказала: «О, вы не знаете, какой он дома». Эти слова вырвались у нее из глубины души. Она не хотела предавать его, просто вырвалось наболевшее. Дома он был другой, не такой, как на виду у людей. Я, порой, думаю, а что бы, случись такое, сказала моя жена обо мне?
Как-то у одного служителя заболела жена. И у нее было сильное желание, чтобы над ней помолились с руковозложением и елеепомазанием, как написано в послании Иакова. А эта семья выехала для служения далеко, где редко кто бывал. И как-то проезжали мимо именитые братья. Целая машина братьев-служителей! Этот брат обрадовался: «Братья, вас Сам Бог послал. Моя жена очень хочет, чтобы над ней помолились». Братья не возражали, только спросили сестру, кого из служителей она хотела бы, чтобы над ней совершили молитву. Она сказала, что один из них должен быть ее муж, а другой – «на ваше усмотрение, мне все равно». Я тогда подумал: «А ведь это высшая награда служения этому брату. Жена, которая видит, когда он встает, когда ложится, как он живет, как он к Богу относится, как он молится, оценила его и сказала, что один из молящихся должен быть ее муж, человек Божий! Человек, который ходит пред Богом и посвящен Ему! Он не просто перед людьми и перед паствой знает, как правильно вести себя. Он – Божий человек!»
Братья, как вы думаете, ваши жены хотели бы, чтобы вы молились над ними, если они заболеют? Что думают о нас наши близкие, наши жены, дети? Что они думают о нашем посвящении в служение, которое мы совершаем? Насколько мы – Божьи люди?
Мнение Церкви
Что думает церковь о нас – это тоже очень важно. Сами мы иногда способны слишком ревниво защищать свой авторитет. Если кто-то о нас что-то сказал, мы можем сразу негодовать: поношение на служителя, на непререкаемый авторитет! Думаю, не так должен зарабатываться авторитет. Служитель должен иметь авторитет. Это плохо, когда его нет у служителя. Тогда его служение не будет иметь должного благословения. Но авторитет зависит от правильного взаимоотношения «пастырь и паства». Что проповедует служитель? Как относится к прихожанам и к соработникам? Насколько то, о чем проповедует служитель, различается с его личной жизнью? Вообще, это преступление, когда ты проповедуешь то, чего сам не исполняешь. Возможно, поэтому в наших церквах так мало проповедуется о некоторых вещах, например, о жертвенности. Как проповедовать о пожертвованиях, когда сам не жертвуешь? Этих примеров можно приводить много.
Мнение мира
У мира тоже есть мнение о нас. Как-то наша соседка стала ходить на служение и вскоре загорелась принять крещение. Я ей говорю: «Люда, мы еще посмотрим, понаблюдаем за тобой». А она в ответ: «И мы за вами наблюдаем». Я аж весь съежился. Я хотел сказать, что мы для крещения ее наблюдаем: можно ее крестить или нет. А когда услышал, что и за мной наблюдают, подумал: а и действительно так. Они же наблюдают за нами, когда мы выходим, когда заходим, как мы работаем, что делаем, как разговариваем с женами, детьми. Это люди, которые слышат нас чаще, чем члены церкви: наши соседи, наши соработники…
А что вы думаете с сами о себе, братья?
Что вы думаете о своем служении? Если мы – служители, можем ли мы о себе сказать, что мы – служители, посвященные Богу? Чтобы ответить на этот вопрос перед Богом или сделать какой-то анализ или характеристику своего служения, я хотел бы вернуться к личности Господа нашего Иисуса Христа, к Тому, Кто действительно был посвящен служению, которое дал Ему Отец: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).
Мы много слышали проповедей об этом, но хочу сказать о себе. Я думал о моем Господе, о своем посвящении Ему, и у меня возник вопрос: а имею ли я право говорить о посвящении. Вспомнил Марцинковского, которому однажды предложили сказать слово на тему «Послушание Богу». Он отказался, потому что на тот момент еще не принял крещения по вере. Он сказал, что не может об этом проповедовать, потому что сам не послушен Господу. Позже он принял крещение и говорил на эту тему. Могу ли я как служитель говорить служителям, что они должны быть посвящены Богу? Мое утешение в том, что Бог видит, что я искренне желаю этого. Я много размышлял о своей жизни, о служении. Помню, как в 1979 году решался вопрос моего рукоположения, и мы стояли во дворе молитвенного дома вместе с моей женой. И когда церковь принимала решение, рукоположить меня на пресвитера или нет, мы молились. И тогда мы решили, что если церковь доверит нам служение, то мы отдадим себя на служение Господу. Моя жена сказала мне, что она будет меня в этом поддерживать. Мы там, во дворе, посвятили себя Богу, там, где никто нас не видел и не слышал. И хотя за все время моего последующего служения были и промахи, и ошибки, я по-прежнему могу сказать, что хочу служить Богу.
Давайте вновь вернемся к личности Христа. Что для Него значило посвящение? Это значило всецело отдаваться на служение людям, жить этим. Таким был наш Господь. Он, Творец, обнищал ради нас. Когда Он висел на кресте, Он говорил: «Жажду». Это говорил Творец, Который создал все источники вод! Птицы имеют гнезда, лисицы норы, а Творцу Вселенной негде голову приклонить. Творение живет лучше, чем Творец! Бог испытывал голод, жажду, болезни, побои, плевки, смерть. Почему? Ответ прост: всякое посвящение и всякая жертва должна иметь смысл, иначе это все становится напрасным. Иисус стал таким ради нас, потому что Он любил нас.
На страницах Священного Писания мы можем встретить множество посвященных Богу людей, служителей или неслужителей, неважно. Важно, что они были посвященными Богу. Изучая и анализируя их жизнь, их служение, я нахожу, что библейским основанием их посвящения является следующее:
– Библия, единственный и непререкаемый авторитет;
– каждый посвященный человек должен ясно усвоить цель и содержание Евангелия;
– каждый служитель должен быть посвящен для Христа.
Думаю, нет нужды более подробно растолковывать эти истины, особенно служителям. Было бы странным: быть христианином – и не следовать за Христом. Вообще, возможно это или нет? Или быть христианином – и не повиноваться Христу? Посвященность и служение Христу как раз все это и предусматривает: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю?» Другое место Писания говорит, кто хочет быть учеником Христа, возьми крест и следуй за Ним. Иначе это невозможно! Это просто несовместимо с Писанием. И когда мы рассуждаем на тему своего посвящения Христу, я хотел бы задать себе и вам вопрос: а может ли нам Христос повелевать? Имеет ли Он на это право – повелевать нам? Как мы реагируем на то, когда Он повелевает нам? И когда служитель не слушает того, что ему повелевает Господь, когда он не пребывает в Его Учении, тогда он становится наемником! Он становится деятелем, работником. Назовите, как хотите. И таких примеров, к сожалению, немало. Человек официально трудоустроен в церкви или в какой-то группе, несет миссионерское служение. По закону ему положен отпуск, и он в это время может заявить: «Посылайте других, я в отпуске, проповедовать не буду», хотя он дома и ничего не делает.
Больно становится, глядя на таких «служителей». Когда человек начинает пренебрегать этим, когда он не пребывает в этом Учении, его ожидает падение. И не просто падение, а великое падение. Библия предупреждает, чтобы мы, уча других, сами не оказались недостойными!
Иногда мы удивляемся: «Как это так? Такой был брат – и вдруг упал в такой грех». Да, Бог предрек это в Своем Слове. Это неизбежно случится, если человек носит имя служителя, не имея права нести это имя, потому что он не посвящен Его Учению и не пребывает в Нем.
Каждый служитель желает видеть плоды своего служения. Лучше, чтобы эти плоды пребывали в Господе и, конечно же, не для славы служителя, а для славы Бога. В первоапостольские времена мы ярко видим результаты посвященного служения Апостолов, когда Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви. И я хотел бы тут добавить: это было реальное присоединение. Я иногда боюсь, что не все так называемые «христиане» – христиане. Я переживаю, когда вижу, как мелеет церковь, когда вижу, как мир влияет на церковь, а не церковь влияет на мир. Когда церковь становится бессильной, я начинаю думать, что так называемые «христиане» на самом деле невозрожденные люди. И за это на нас лежит ответственность как служителей перед Господом. Мы должны сами пребывать в Учении, в молитвенной жизни, в святости. И тогда, как результат нашего посвящения, Бог через нас будет достигать общества. Тогда будут реальные результаты присоединения действительно возрожденных душ к церкви.
Братья и сестры, можем ли мы сказать, что мы – служители, посвященные Богу? Можем ли мы сказать, что так происходит в нашей жизни? Пользуется ли нами Бог? Проходит ли через нас Его сила? Я не знаю, как чувствует себя каждый, прочтя эти строки.
Иногда кажется, как трудно быть служителем. Иногда служители жалуются друг другу, говоря: «Нас никто, кроме служителей, не поймет. Кто, кроме пресвитера, поймет пресвитера?» Я невольно вспоминаю Апостола Павла, когда он дает свидетельство о своем служении (2Кор.11:23-32). Прочтите еще раз его миссионерский отчет. И при всем этом он говорит, что он должен! Должен иудеям, еллинам. Он чувствует себя должником. Кто сказал ему это? Кто ему сказал, что он должен этим людям? Посвящение. Он был посвященный Богу служитель.
Братья и сестры, когда мы претендуем на звание служителя, посвященного Богу, тогда мы должны быть людьми, которые отдали всю свою жизнь Богу. И она не нам принадлежит. И все, что мы имеем, это не наше тогда. Это Божье. И это должны быть не громкие слова, а реальная жизнь. И тогда и у Бога будет такое мнение, и у семьи нашей будет такое мнение, и у церкви тоже. И мир скажет: «Это – Божий человек! Он не идет на компромиссы. Его ничто не повернет. Он служит Богу. Он принял решение – и он в этом пребывает».
Мне бы хотелось, чтобы в свете этой темы, проверяя себя пред лицом святого Бога, Который знает все действительные реальности нашей жизни, мы поправили бы все то, что надо поправить, чтобы мы были служители, действительно, посвященные Богу, чтобы мы соответствовали библейским стандартам служителя.
Франц Тиссен