Никто из нас не слеплен из одних достоинств, каждый обладает множеством недостатков. Мы выбираем для себя людей: предпочитаем одних, равнодушны к другим, не принимаем третьих. Это обусловлено потребностями человека. Взаимоотношения бывают деловыми, дружескими, официальными, личными. Взаимоотношения имеют много граней и сторон: столкновение противоположных интересов, взглядов и мнений, вплоть до серьёзных разногласий и острых споров. И вот уже назревший конфликт. Когда происходит конфликт, то вместо отношений появляется неприязнь.
- Марфа и Мария
Луки 10:38–42: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
Кажется, Мария поступила не по-родственному и неправильно, оставив Марфу служить одну. Христос не ходил один, Его всегда сопровождало множество народа. И даже если бы Христос пришел только с двенадцатью учениками, то у Марфы возник бы повод для беспокойства об угощении. Однако Христос занял сторону не Марфы, а Марии. Мария оказалась несправедливо униженной стороной.
В чём вина Марфы? Вина в том, что она резкими словами унизила Марию перед гостями, показав людям проблему их взаимоотношений без попытки решить ее с глазу на глаз. Видимо, Марфа была обижена тем, что ее сестра нашла себе дело более легкое и приятное – слушать Христа. А ей оставила непривлекательное и трудное занятие – заботиться об угощении. Христос отметил в Марии то, что не заметила Марфа: сильное желание слушать Слово Божие! Ведь Слово Христа питает веру, а живая, сильная вера производит настоящее дело. Речь идёт:
- о приоритете Слова Христова над делом;
— о приоритете тишины над активностью;
— о приоритете духовной прозорливости над разумной практичностью.
Ради этих приоритетов следует остановиться, даже занимаясь самой нужной деятельностью. Взаимоотношения между Марфой и Марией стали напряжёнными из-за непонимания. В основе непонимания в церкви, семье может лежать различие в духовном уровне людей, в силу которого они ведут себя по-разному в одной и той же ситуации. В подобных ситуациях нельзя быть неопределенными: осудить или оправдать обоих. Важно понять, на чьей стороне истина и помочь человеку следовать ей неизменно.
- Конфликт между апостолом Павлом и Варнавой из-за Марка
Деяния Апостолов 15:37–39: «Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр».
Некоторые толкователи придают этому конфликту излишний драматизм. Нельзя забывать, что эти святые мужи не могли дойти до того, чтобы скандалить друг с другом. Иоанн Златоуст прокомментировал это так: «Произошло огорчение… не вражда, не раздор, но огорчение, нечто человеческое, приведшее к разлучению. И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы: например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь, Павел более тверд…»
Они расстались врагами? Нисколько! После того Павел в посланиях своих упоминает о Варнаве с великими похвалами. 2 Кор.8,18: «С ним послали мы также брата во всех церквах похваляемого за благовествование». Все это происходило по устроению Божию… для пользы дела обоих апостолов и самого Марка. Для дела было полезно то, что Варнава избрал свой особый круг деятельности, отдельный от Павла. Для Марка же строгость Павла, как и снисходительность Варнавы были по-своему полезны: строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала то, что он остался с Господом. Так разногласие, бывшее между ними, достигает одной цели — пользы.
Павел не мог отправиться в новое миссионерское путешествие с Марком, опасаясь повтора малодушия племянника Варнавы. Варнава же хотел дать своему родственнику возможность доказать свою пригодность для служения. И конечно, как не возникнуть огорчению, когда два прекрасных сотрудника, должны были расстаться?! Иногда конфликты возникают между хорошими людьми из-за их обоюдной правоты, и урок для нас заключается в том, что разрешить подобные трудности можно единственным способом – предоставить каждому действовать так, как подсказывает ему совесть и здравый ум. Бог нелицеприятен и Он благословляет труд всех, кто искренне служит Ему.
- Неспособность отделить человека от его поведения.
Люди склонны отождествлять человека с его делами и обращаться с ним соответственно его заслугам, что является проявлением законнических взаимоотношений. В таком случае больше потерь, нежели приобретений, ведь никто из нас не слеплен из одних достоинств, каждый обладает множеством недостатков. Нужно помнить, что всегда найдется достаточный повод, чтобы отвергнуть человека. Бог же обходится с людьми не так, как они этого заслуживают, а по благодати: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Он, действительно, отделяет человека от его поступков – любит грешника и ненавидит грех. Если мы применяем принцип благодати в наших взаимоотношениях, то мы, подобно Христу, пойдём к людям.
Поучительная притча, которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне: Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти по пустыне, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину, и который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-то нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветра могли стереть это. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».
Нам нужно научиться свои обиды и всё плохое писать на песке, а добрые дела и всё хорошее высекать на камне. Плохое всегда нужно забывать, а хорошее всегда хранить и помнить.
Игорь ЛАДЫГИН, Топар