«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит
без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»
Исх. 20:7
Почему нельзя без необходимости произносить имя Господа? Ведь написано также: «Всякий, кто призовет имя Господа, спасется» (Деян. 2:21).
И почему сразу наказание? Как быть?! Думаю, что секрет в слове «напрасно». Что значит напрасно? Кто это делает? Что говорит Библия по этому поводу? В каких случаях Бог не желает, чтобы мы произносили Его имя?
Имя Божье как клятва
Употребление имени Бога для доказательства своей честности или для подтверждения истинности какого-то заявления Богу неугодно. Написано: «Еще слышали вы, что сказано древним: “Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землей, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головой твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да»– «да»; «нет» – «нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).
Почему Господь дал такую заповедь? Почему Ему это так важно? Неисполнение клятвы, в которой употреблено имя Бога, и отсутствие за это наказания ставит под сомнение сам факт существования Бога.
Христианин должен всегда жить честно. Всегда говорить правду. Он не должен добавлять к словам выражения: «честное слово», «клянусь Богом». Он должен жить так, чтобы все окружающие знали, что он всегда говорит правду. Иногда некоторые говорят: «Хочу сказать честно…» Что это значит? Что раньше говорил нечестно? Всегда надо говорить честно. Откровенными мы можем быть не всегда и не со всеми. Можно просто сказать: «Хочу быть откровенным…»
Произнесение имени Господа бездумно
Зачастую люди говорят о Боге, не веря в Него. Например, возмущаясь, они говорят: «О Господи!», не веря в Него и не думая о Нем. Написано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
Один атеист сказал: «Если Бога нет, то слава Богу! А если Бог есть, то не дай Бог!»
Написано: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Некоторые люди в случае удивления, страха, испуга, возмущения, недовольства необдуманно восклицают: «Господи!» Это очень печально. Произносить Его имя, не думая о Нем, не считаясь с Ним, возможно, и не веря в Него, оскорбительно по отношению к Богу. Неудивительно, что Он предупреждает, что не останется такой человек без наказания.
Произнесение имени Господа недостойно
Написано: «Сын чтит отца, и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною? – говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое» (Мал. 1:6). «А нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Еккл. 8:13). «Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим» (Неем. 1:1 1). Сам Господь этой заповедью запрещает употребление имени Его недостойно, без почтения, без уважения, без благоговения.
Вера в Бога, благоговение пред Ним, предполагает почтение и к Его имени. Некоторые говорят с Богом командным, требовательным тоном, как со слугой. И, наоборот, как примерна молитва Авраама, когда он говорил с Богом о Содоме и Гоморре: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел…» (Быт. 1 8:27). Какое смирение! Какое понимание величия Бога: «Владыка!» Авраам понимал, с Кем говорил.
Магическое употребление имени Господа
Написано: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24). Некоторые люди думают, что, независимо от содержания молитвы, если они в конце добавят слова «во имя Иисуса Христа» и скажут это особым тоном, то они получат положительный для себя ответ. Мы не должны думать, что можем заставить таким образом Бога исполнить нашу волю. Прекрасным примером для нас звучит молитва Иисуса в Гефсимании: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу эту мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Просить во имя Иисуса – значит просить по воле Отца Небесного.
Я уже не говорю о действительно магических ритуалах шептунов и колдуний, которые употребляют имя Господа в своих колдовских заклинаниях. Это страшная мерзость.
Произнесение Его имени без исполнения Его воли в своей жизни
Написано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46).
То, что человек произносит слова «Господь» или «Бог», еще не делает его христианином. Когда мы обращаемся к Нему: «Господи» – это должно значить, что Он – Господин нашей жизни, наших желаний, нашего времени, наших денег. Глядя на жизнь некоторых так называемых христиан, которые произносят вслух имя Господа, я прихожу к мысли, что они на самом деле невозрожденные люди. Они не творят волю Отца Небесного, они не позволяют Богу повелевать ими, хотя они и называют Его Господом. Я думаю, что на небе не будет тех, кому Господь не мог повелевать на земле. Они произносили имя Господа, но напрасно… Их ждет наказание.
Желание прославить себя, а не Господа
Написано: «Я Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8). Поясню, что я имею в виду. Кто-то обратил внимание на положительный результат нашего служения. Нам говорят: «Какой ты молодец!» Мы отвечаем: «Слава Господу!» Но сами мы не отдаем Ему славы. Говорим, что Ему слава, а берем славу себе. Я сказал, я сделал, я… я… я! Сказали «слава Богу!», но, если откровенно, хотели славы себе.
Частое употребление имени Господа в молитве
Написано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
Человек задумывается в молитве о том, что говорить дальше, и заполняет паузу возможного молчания словами: «Господи, Господи!» Или просто часто бессмысленно говорит: «Господи, Господи, Господи!», не отдавая себе отчета в том, что он обращается к Богу, что Богу это претит.
Возможно, некоторые верующие считают это безобидным и небольшим грехом. Некоторые даже и не задумывались об этом. Искренне желаю вместе с вами, дорогие читатели, произносить имя Господа не напрасно.
Он Господь! Пусть это будет нами понято и осмыслено. Пусть Бог всегда будет прославляем, когда мы произносим Его имя!
Франц Тиссен