В последнее время все заметнее становится пассивность мужчин в церквах, семьях, обществе. Далеко не все представители сильного пола берут бразды правления в свои руки, чтобы решать проблемы различных человеческих сообществ. «Святое место» ответственного руководства, предназначенное Богом для мужчин от сотворения, нередко остается пустым или занимается женщинами, что не является лучшим вариантом развития событий. Это удивительно стойко въелось в сознание немалого количества мужчин. И они спокойно живут такой жизнью, стараясь не замечать, что все вокруг идет кувырком… Может быть, они думают, что если ножом для разделки рыбы резать хлеб — то ничего страшного не происходит? Но это неудачное сравнение. Ситуацию лучше сравнить с тем, когда мы пытаемся сверлом по металлу сделать отверстие в бетонной стене — огромный нагрев и никакого толка.
Светский мир сегодня не сильно об этом тревожится, в какой-то степени даже приветствуя сентиментальный, чувственный образ современного «мужа», который теряет свою мужественность, не ревнует о первенстве, охотно выполняет роль домохозяйки и покорно следует за женским руководством, наслаждаясь покоем [естественно, временным) тихой гавани безответственности. Такая «мужественность» сегодняшнего дня является одним из трамплинов для маскулинизации (омужествления) женщин, которые иногда под бременем безысходности (кому-то все-таки надо идти впереди), а зачастую, как мне кажется, с нескрываемым энтузиазмом выходят на «передовую».
Но если неверующими людьми, живущими по своей воле, такое положение вещей зачастую воспринимается как норма и даже как нечто положительное, то людьми Писания (Библии), общиной Господа Иисуса Христа это должно восприниматься не иначе как разрушительная тенденция последнего времени, как дело сатаны, которому «на руку» пассивность мужчин и лидирующие позиции женщин. В таком случае, когда мужчины и женщины поменялись ролями, через женщин диаволу легче обманывать Адама, современное общество, семью, церковь. 1/1 потому Церковь этой тенденции должна противостоять.
Не думаю, что в церквах нашего братства ведется политика выдвижения сестер на руководящие позиции, и благосклонно воспринимается духовная «вялость» братьев. Однако различные изменения человеческого общества практически всегда влияли на состояние Общины (история Церкви это подтверждает). И то, что зачастую происходит сегодня с братьями в церквах, есть и результат влияния «мира», среди которого мы живем. Ситуация такова: сестер вперед не пускаем (и правильно делаем), а братья зачастую вперед не идут. Создается своеобразный «вакуум» руководства. И если «мир» решает проблему «зеленым светом» для женщин, то для нас такой метод не подходит, поскольку Писание в данном случае показывает «свет красный». Нам, как христианам, остается каким-то образом побуждать братьев идти вперед, помогая им превозмогать влияние тех сил и людей, которые заинтересованы в их пассивности.
И здесь доминирующим средством оказания помощи мужчинам в церкви видится объяснение им Писания. Объяснение того, чему Библия учит в отношении предназначения мужчин от сотворения, их главенствующей роли в человеческом обществе, и в самой Церкви. И для пассивных братьев, скорее всего, примеров активности достаточно. Слава Богу, есть в наших общинах «мужи-братья» не только по названию. Однако только наличие положительного примера не решает проблему, а иногда является даже ложным оправданием для пассивных — «мол, есть кому дело делать, пусть и делают, и без меня обойдутся, жена ведь моя обходится без меня в управлении семьей». Лучший путь воспламенить тлеющее сердце — зажечь тем же огнем, которым зажжены уже горящие сердца. Так сделал Иисус с Еммаускими учениками (Лк. 24:32). И если Он объяснял им Библией необходимость нисхождения и восхождения Христа, то мы в контексте нашей задачи должны разъяснить братьям, которые не туда идут (или, скорее, идут не так, как надо), необходимость быть лидерами в молитве, служении, семье, церкви. Слово Божье вытеснит и невежество, и робость, и лень и страх. Оно производит лидеров в пустыне (см. Исх. 3). Оно и будет руководить жизненными ситуациями в наставленных братьях.
Естественно, наставление Писанием должно производиться с применением текстов Библии не только общего, но и специфического, мужского направления. Не стоит просто ограничиваться тезисным цитированием мест, которые почти все знают уже наизусть, таких, например, как «всякой жене глава — муж». Необходимо такие стихи толковать в близких и далеких контекстах, готовить тематические проповеди, развивать библейскую аргументацию подобных утверждений, исследовать богословие пророков и апостолов, касающееся мужчин, и в понятной, простой форме передавать его слушателям. Важно обратить внимание на среду, в которой будут происходить подобные наставления Словом. Хорошо себя зарекомендовали личные беседы, специальные собрания для мужчин, в которых эффективны свидетельства тех, на кого «мужские тексты» Писания уже повлияли.
В заключение хочу привести пример в подтверждение вышесказанного. В нашей общине проводили собрание для мужчин, на котором присутствовали в основном уже уверовавшие братья. Каждому участнику встречи было предложено составить список из пяти качеств «что значит поступать по-мужски», исходя из своего личного понимания. Затем также индивидуально необходимо было дать письменное краткое толкование текста «муж… есть слава Божия» (1 Кор.11:7). После этого было предложено составить каждому новый список «что значит поступать по-мужски», не заглядывая в старый. И вот что получилось. На основании Слова Божьего у подавляющего большинства опрашиваемых список был изменен в сторону духовных качеств, таких как святость, смирение, преданность Богу, а у трети из этого большинства во вторых списках появился новый фактор — лидерство и руководство. Мы можем видеть, что осмысление человеком Писания меняет его взгляды не только на жизнь, но и на самого себя, что, в свою очередь, вызывает изменение поведения.
Андрей Глушко