Христианская жизнь – это война, а главный ваш противник в этой войне находится внутри вашего сердца.
Имя врагу – грех, который даже после духовного рождения человека остается внутри возрожденного сердца. У последователей Христа миссия избавления от греха проста: найти и уничтожить. Надо умертвить грех.
В своей книге «Все должно было быть не так: классификация грехов» Корнелиус Платинга пишет: «У греха тысяча лиц». Самые известные из них – это так называемые «семь смертных грехов»: гордость, зависть, гнев, лень, чревоугодие и похоть. Они – великаны на фоне всех остальных наших моральных и духовных слабостей. Они как тайные агенты, которые живут в нас и работают на мир, на плоть, на дьявола и все силы зла, нацеленные на нашу душу. Мы все признаем эти грехи таковыми теоретически, но зачастую в нашей реальной жизни мы не узнаем их – они отлично маскируются, присутствуя внутри нас остаются для нас незаметными.
Дать греху имя
То, какие имена давались этому списку семи смертных грехов, проливает некоторый свет на его ценность. Самое распространенное название, как уже понятно – это семь смертных грехов. Мы можем согласиться с таким названием, потому что Писание указывает нам на то, что «наказание за грех – смерть» (Рим. 6:23). Но это касается всех грехов, а не только списка избранных семи.
Мне более по сердцу другое, более древнее описание этих грехов: основные, «капитальные» грехи. Капитальные – это от латинского слова капут, которое обозначает исток реки. И таковыми эти грехи можно считать не из-за того, что они хуже и опаснее других, а потому что из них происходят все остальные грехи, как говорит Дороти Сейер – «это первоисточники, из которых происходит все грешное поведение, это корни греховности».
Но семь смертных грехов можно рассматривать не только как основные, но и как глубоко интегрированные в нас привычки, которые формируют наш характер. Такое толкование смертных грехов легче объяснить с помощью языка добродетелей и пороков. «Добродетели», – пишет в своей книге “Блеск пороков” Кониндик ДеЯнг. – «это лучшие качества характера, привычки и предрасположенности, которые помогают нам жить и оставаться людьми. А пороки – это их противоположность. Они отравляют лучшее в нас, омрачая наше поведение и всю жизнь в целом». «Как тиски в вашей мастерской могут намертво закрепить предмет в своих объятиях, так и семь смертных грехов закрепляют в своих объятьях жизнь человека», – продолжает свое объяснение ДеЯнг.
Пуританский святой Джон Оуэн пишет в своей книге «Преодолеть грех и искушения» пишет: «Как все грехи, эти семь происходят из наших неумелых попыток достичь счастья без Бога. Таким образом каждый наш грех – это всего лишь пример неумелой, направленной не в то русло, любви». Эта точка зрения нашла позже свое продолжение в трудах Данте и других мыслителей. С ее помощью также легче понять библейский взгляд на идолослужение. Ведь в Библии идолы – это не просто истуканы из дерева или камня, а подмена Богу, за которой мы устремляемся в грешном порыве, когда отрекаемся от любящего нас Создателя. Если рассматривать наши грехи как глупые и опасные попытки найти удовлетворения и полноты жизни вдали от Бога, можно одновременно по этому поводу испытать и боль, и надежду. Боль, когда мы понимаем, что наши грехи – это не просто шалости, а оскорбление Того, Кто возлюбил нас совершенной любовью. Но есть и надежда, что наши неутолимые грехом желания могут быть удовлетворены только в Боге.
Исцелить грех
В своем исследовании смертных грехов я вдруг открыл, что древние церковные богословы хороши для постановки диагноза, но не всегда могут помочь в исцелении. Я слишком далек от монашеской духовности пустынников, чтобы в их опыте найти для себя пользу. Я ведь не отшельник, а загруженный служением пастор, да еще и муж, да еще и отец четырех детей. Я живу в отличной от их богословской традиции. И моя традиция кажется мне более обнадеживающей и библейской. Следуя традиции реформаторов, пуритан и их наследников, я убежден, что единственный способ обезоружить пороки – дать им лошадиную дозу оправдания по вере и преображения с помощью служения Святого Духа. Джон Оуэнс пишет: «Смирение с помощью самодисциплины с дальнейшим самосовершенствованием и обретение собственной праведности – это основа всех лжерелигий этого мира». К сожалению, это описание как раз того, что предлагают многие советчики, живые и уже ушедшие: рецепт когнитивной терапии, изменение поведения, религиозные практики, которые ведут к внешним изменениям, но в конечном счете оставляют нас наедине с собственными пороками, с сердцами, которых не коснулась любовь Христа и благодать Его Духа.
Убиение греха – это не просто упражнение по тренировке воли. Волю тренировать, конечно, все равно придется. Но далеко не только это предстоит делать. Для эффективного умерщвления греха в нашей жизни следует привлечь все доступные нам ресурсы, которые дает наше единение со Христом в Его смерти и воскресении. Только заручившись безопасностью твердой почвы Божьей благодати под нами и надеждой Его славы перед нами и властью Святого Духа внутри нас мы можем ввязываться в эту битву. Нет, совершенства нам не видать. Но нам и не надо совершенства – у нас есть послушание Христу. Этого достаточно. Ведь война уже выиграна. «Свершилось!» (Ев. от Иоанна 19:30)
А это значит, что мы можем сражаться имея уверенность и знание, что Бог принимает нас и однажды мы все будем преобразованы в Его славный образ. Раз и навсегда! А это значит, что настоящие изменения в жизни возможны уже сейчас, даже когда битва продолжается. А посему, дорогой друг, скажу словами Джона Оуэнса: «пусть ваша вера во Христа побеждает ваш грех. Его Кровь – лучшее лекарство для больных грехом душ. Живите так и умрете победителями над грехом. Именно так! Бог все устроит, и вы увидите вашу мертвую похоть у ваших ног».
Брайан ХЭДЖЕС (пастор баптистской церкви, штат Мичиган)