Место молитвы в богослужении

Мы должны признать, что  личная молитвенная жизнь христиан остаётся за закрытыми дверями их комнаты. Чтобы направить наши размышления в этой статье в соответствии с её названием, давайте вначале зададим несколько вопросов касающихся неотъемлемой части жизни верующего человека – его молитвы на общественном богослужении.

Какова такая молитва в церкви? Какой она была в первой церкви? Какой она является на сегодняшний день, и какой должна быть? В какой форме или содержании она звучит перед нами в лице наших, братьев и сестёр, посетителей, служителей?

На эти вопросы многие не спешат отвечать, ведь молитва – это очень тонкая сфера духовной жизни. Её можно зажечь в сердцах людей, но также успешно и потушить.

Как же правильно достичь благой цели, чтобы те Дома, в которых мы собираемся на поклонение Богу, оправдывали своё наименование «Дом Молитвы», звучащими в Нём молитвами, соответствующими воле Божьей?

Экскурс в историю

Давайте заглянем в историю молитвы и её место в жизни Израильского народа и отдельных его представителей. Это очень важно сделать, так как практика молитвы на богослужении была во многом принята церковью из ветхозаветней  эпохи, и некоторые, несмотря на то, что стали поклоняться Богу в Духе и истине Нового Завета, продолжали осознавать себя священниками, пророками и пророчицами времён Ветхого Завета, по сути таковыми не являясь.

В истории Израиля, прежде всего, мы видим молящихся лидеров народа – мужчин: судей, царей, пророков, когда они были предстоятелями пред Господом за народ.

Моисей часто выступал как ходатай за народ.

Царь Давид молится при заготовке материалов для строительства храма, представляя народ:

 И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. (1Пар.29:13)

А его сын Соломон так молился при освящении храма:

 И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян; (3Цар.8:14)

Вот такова история общественной молитвы в Израиле.

Пророк Самуил говорил: и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; 1Цар 12:23

Мы видим, как в храме молятся и женщины: Анна (мать Самуила) еле шевеля устами, просит о даровании ей дитяти.  А когда родители Младенца Иисуса принесли Его в храм, то Анна (вдова и пророчица) …подойдя к ним, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лук.2:38)

Молитва в первоапостольской церкви

Мы видим, что церковь во времена Апостолов уделяла достаточно времени молитве, когда они собирались вместе. Сразу после вознесения Христа они собираются вместе…и пребывают в молитве и молении… (Деян.1:14).

После сошествия Святого Духа одним из четырёх приоритетов их собраний было время, которое они посвящали молитве (Деян. 2:42). Когда наступали трудности, гонения, аресты, они вновь молились.

После запрета говорить об Иисусе, они собрались и….единодушно  возвысили голос к Богу… В ответ на их дерзновенную молитву….поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго… (Деян.4:23-32)

После ареста Петра церковь  ….прилежно молилась о нем Богу (Деян.12:5) и Он, чудесным образом был освобождён. Прежде чем отправить своих миссионеров Варнаву и Савла, они….совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. (Деян.13:3)

Можно сказать, что всё в первой церкви  было пропитано молитвой.

Давайте и мы, на основе Священного Писания постараемся высветить место молитвы на богослужении. Ведь мы хотим быть услышаны нашим Богом на наших богослужениях? А Он слушает нас, когда  мы просим чего по воле Его. (1Иоан.5:14)

Реальная обстановка в сегодняшней церкви

Мы уже увидели, какое внимание уделяла первая церковь молитве на богослужении.

Сегодняшние церкви во многом отличаются от церквей первых веков.

Я знаю небольшие группы или церкви, где достаточно времени выделено молитве, и братья и сёстры умело пользуются этим временем. Они прославляют Бога, они взывают к Нему о помощи, они сокрушаются пред Ним…

Прежде, чем высветить некоторые несоответствия в области «молитвы на богослужении», я хотел бы извиниться, что некоторые моменты мне просто придётся назвать «своими именами». Если ясно не указать подобные факты, то нужно будет просто догадываться о том, что я хочу сказать.

Итак, бывает, что проповедник призывает к молитве и…  тишина. А если кто-либо и помолиться, то о том, как будто он  и не слышал, о чём говорил проповедник.

Бывает что и молящегося совсем не слышно, или молиться человек, отлученный от церкви или с не совсем здравым мышлением, а здравые в это время молчат, а затем говорят «аминь».

И когда, после такого, церковь начинают учить, как правильно молиться на богослужении, вообще перестают молиться, боясь ошибиться.

 Другие иногда не поймут, что от них хотят. В чём дело? — говорят такие люди. У нас всегда так было, и всех это устраивало.

Дело в том, что в некоторых церквах сложились определённые традиции, которые возведены в канон. Эти церкви привыкли, что какая-нибудь пожилая сестра каждый раз, как священник, используя местоимение «мы» всех благословляет, за всех ходатайствует и т. п. Другие молятся  молитвой, состоящей из одних и тех же слов, думая, что если они не помолятся, богослужение не состоится или пройдёт без Божьего благословения.

Уроки Апостола Павла

Теперь давайте посмотрим на уроки, которые для нас оставил Апостол Павел в своих посланиях о месте молитвы на богослужении, их содержании, и личностях их произносящих.

Он пишет  церквам и Тимофею. Он описывает, кто и как, и в каком духовном  состоянии, а также внешнем виде должен и может молиться на богослужении.

Мы должны понимать что каждый раз, когда мы молимся, мы как — бы входим во Святое Святых, потому что молитва – это священнодействие.

Мы предстаём пред Богом, такие, какие мы есть на самом деле.

Священнодействие совершает священство. А священство подразумевает полномочия, состояние сердца и внешний вид. Мы названы царственным священством (1Пет.2:9) пред Богом, потому что можем всегда приступать к Нему без посредников. (Евр.4:16). Но когда мы собраны вместе, есть определённый порядок в проведении богослужения. (1Кор 14:40)

Необходимость учиться

Мы все осознаём, что нам многому нужно учиться для нашего личного и общественно-молитвенного служения.

Но как часто каждый из нас хочет учиться молиться? Эту нужду осознали ученики, когда они день за днём видели и слышали молящегося Иисуса. Они сказали Ему: научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников Своих (Лк.11:1).

Из этого текста (Лк. 11, 1-4) мы видим, как ученики осознают свою скудость в сфере молитвы;

Мы видим и то, что и Иоанн Креститель учил своих учеников молиться…

Мы, в этом тексте можем видеть, как и о чём молился Иисус – это нас может многому научить.

Молитва Иисуса при людях, над пищей, не столь продолжительна

Молитва перед выбором учеников продолжалась на горе в общении с Богом всю ночь.

Первосвященническая молитва за учеников (Ин.17 гл.) имеет чёткую структуру и тематику.

Молитва Иисуса в Гефсимании – пример духовной борьбы со своей плотью.

Молитва на кресте, полна любви, смирения и близости с Небесным Отцом.

И в небе Иисус продолжает молиться — Он ходатайствует за нас одесную Отца (Рим 8:34)

Давайте и мы будем учиться…

Весь опыт общественной молитвы  времён Ветхого Завета был косвенно воспринят первой церковью, но Коринфская церковь и то, с чем столкнулся Тимофей в своём пастырском служении, требовало упорядочить вопрос места молитвы на богослужении.

В этой, и в некоторых других церквах того времени молитвенное служение вносило  некоторый дисбаланс в общее поклонение Богу. И чтобы такого дисбаланса не было в наших церквах, давайте обратимся к Писанию.

Мы видим в Нём осознанные молитвы Божьих людей. Эти люди, произносили их, будучи руководимы Божьим Духом, под контролем разума (1Кор.14:15), Мы видим, что в молитвах соблюдена определённая форма, последовательность, содержание.

Как правило, они имеют в себе восхищение Богом, признание своей греховности, осознание Его милости, и воздаяние славы Господу, и другое, как и в молитве «Отче наш». Итак…

Молитва служителей на богослужении:

Как прекрасно, когда служители, в своих общественных молитвах используют эти принципы. Например, они читают текст Писания, и на его основе обращаются к Господу!

Служители открывают и закрывают собрание молитвой.

Служители призывают Божье благословение на присутствующих.

Служители ходатайствуют о благословении в пути, решении трудных вопросов и т. п.

Служители умело поручают только благочестивым членам церкви молиться вслух. Остальных, которые неуместно проявляют себя в этом служении, они мудро увещевают с любовью, последовательно наставляя и направляя их к правильному пониманию места и содержания их молитвы на богослужении. Ведь мы не позволяем всем подряд проповедовать, петь и рассказывать стихи в наших церквах? Думаю что, и жизнь тех, кого мы допускаем вести за собой церковь в молитве, должна  рассматриваться в призме благочестия.

Молитва служителя по просьбам, выраженных в записках.

 Такой вид общественной молитвы имеет широкое распространение в наших церквах. Мы получаем удивительные ответы на такие молитвы.

Однажды в нашей церкви мы помолились о пропавшем ребёнке и через неделю узнали, что он нашёлся.

Есть такие ситуации, когда человек в реанимации, и за него нужно помолиться. Можно даже прервать ход богослужения по такому поводу. Но в остальных случаях желательно вникнуть в ситуацию прежде, чем молиться, например об исцелении.

Болезни бывают по разным причинам. Писание учит, что когда мы больны, нужно обратиться к пресвитерам (Иак. 5:14) или самим обращаться к Господу за исцелением, или за способность воспринять болезнь и смириться с её присутствием в жизни.

Даже Павел, когда имел  проблемы со здоровьем, трижды решал этот вопрос с Господом (2Кор 12:8), и, получив ясный ответ «сила Моя совершается в немощи» принял в смирении Божье определение.

Когда мы хотим, чтобы уверовали наши близкие, то молитва служителя по записке — это только одна сторона в деле спасения человека. В свою очередь нужно «приготовить путь Господу», позаботиться и о должных взаимоотношениях с неверующими, и о том, чтобы они услышали Слово Божие:

как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? (Рим 10:14). К сожалению, вопросом спасения своих близких многие ограничивают своё желание только запиской.

Есть ещё одна грань ответственности в общественной молитве — просить церковь вознести её. Павел в письме к церкви просит: Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. (Евр.13:18)

Вместе с просьбой помолиться о них, Павел пишет: мы имеем добрую совесть; мы храним её в чистом, чутком и добром состоянии. Он уверен в добром состоянии своей совести на основании того, что его желания чисты. Он анализируем своё поведение (вести себя). Проверив себя, он обращается к церкви с просьбой помолиться за них.

Молитва проповедника

Такая молитва должна быть итогом, сутью сказанной им проповеди, выражающей его желания жить так, как он сам говорил, осознавая свою зависимость от Бога, свою греховность, а также вопрошая Господа за всех пришедших в Дом Божий, чтобы Слово достигло и их сердец – так молился апостол Павел, заканчивая тематические отрывки своих посланий и сами послания.

Павел обращает внимание на молитву под контролем разума. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом (1Кор.14:15) И мы видим, как в своих посланиях его молитвы, как птицы, взлетают ввысь, то за народ Божий, то устремляясь к возвеличиванию Бога, но при этом все они остаются глубоко осмысленными:

Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,  всегда во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостью молитву мою (Фил.1:3,4)

 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33)

Молитва членов церкви на богослужении:

Прочитаем несколько стихов из 1Кор.11:4-17

4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.

…13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?

В прочитанном нами тексте мы видим, как Павел обращает внимание на соответствующий внешний вид молящихся и мужчин и женщин.

То же самое он делает и в 1 Тим. 2 гл. с 8 по15ст.. Но, в этом отрывке он уже затрагивает не только внешность мужчин и женщин, но и их, моральные качества, эмоциональное и духовное состояние.

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (размышление, мысль, мнение, рассуждение)

Прежде, чем мы рассмотрим участие в общественной молитве мужчин и женщин, давайте определимся в тематике таких молитв, а также в их мотивации и побуждении.

Тематика молитв на общем богослужении

В первых стихах 2 главы 1 послания к Тимофею Павел говорит о тематике молитв на богослужениина всяком месте, где они собраны вместе должны звучать:

молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,

молитвы о стабильности и качестве жизни:

….проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте

 молитвы о спасении людей:

…чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:1-4)

Мужчины и женщины первой церкви знали о чём, где  и когда молиться, потому что они следовали учению Апостолов.

Они молились о возможности проводить благочестивую жизнь. Они молились за царей, миссионеров, за служителей, за спасение людей от вечной погибели. Они не забывали, и благодарить Бога. Если они и молились о насущном хлебе, то это делали все, которые осознавали свою зависимость от Бога, в смирении обращаясь к Нему.

Житейские нужды христиан первоапостольской церкви были их молитвами в тиши, или в дальней комнате. А сам Иисус даже учил:  Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. (Матф.6:31-33)

 Иисус учил:  И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах (в Домах Молитвы) и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… (Матф.6:5)

Молитва мужчины или женщины, это не демонстрация их красноречия, или способ привлечения к себе внимания. Это смиренное предстояние пред Богом.

Иисус говорит Мтф 6:6:

 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. …9 Молитесь же так … и далее по тексту молитва Господня.

Иисус дал пример  молитвы (Мтф 6 гл.), прежде всего,  для нашего личного поклонения Богу в молитве.

Так мы и должны молиться о наших личных нуждах…  «помолиться Отцу своему, Который втайне; и Отец мой, видящий тайное, воздаст мне явно».

Я слышал такой пример: Один юноша каждый раз в общественном богослужении молился о том, чтобы Бог подарил ему кресло, компьютер и компьютерный стол. Через несколько воскресений, кто-то, слыша эту просьбу каждое воскресение, решил эти вещи ему подарить. Он так обрадовался, что провозгласил в собрании, что Бог услышал его молитву. Но вопрос в том, кто, же услышал и подарил ему всё это? Бог или человек? Ответ очевиден.

Молитва Господня является и некой формой наших общественных молитв, как было сказано выше, но в среде людей не совсем прилично озвучивать те нужды, которыми я могу поставить кого-то в обязанность помочь мне. Такие нужды решаются с Богом, или в беседе со служителем, с друзьями.

Мотивация и побуждение к общественной молитве

Мы выше прочитали, что для Самуила было грехом перестать молиться за Божий народ.

А сегодня когда предлагаешь кому – либо, помолиться вслух, то отвечают – нет вдохновения. Конечно, к этому возможно есть причина.

Но когда Павел бывал в опасностях и просил народ Божий единодушно молиться за него, церковь не отвечала ему – у нас нет вдохновения. Она осознавала свою ответственность в молитве за Апостола, что делала и другая церковь, которая молилась за Апостола Петра, когда он был в тюрьме.

Когда безвременно умирает дорогой нам человек, мы не ждём вдохновения – оно к нам сразу же приходит. Мы стучим во все двери, звоним по телефону, пишем письма с просьбой присоединиться к нашей молитве, потому что мы вдохновлены особой нуждой  близкого нам человека. Мы ожидаем, что люди отзовутся… Обязательно отзовутся!.. Но лишь те, кому мы близки и дороги. У них всегда будет вдохновение молиться о том, о чём их просят. Слава Богу, что есть такие люди.

У меня болели дети, да так, что они вместе с супругой были в больнице. В течении дня, ко мне позвонили несколько человек и сказали что молятся за них. От таких звонков на глазах выступают слёзы…

К сожалению, бывает так, что молчат служители, молчат проповедники, мужья, отцы. К сожалению, сегодня на пятерых молящихся вслух в церкви женщин, только один молящийся мужчина.

В Божьем народе так не было. Они молились и в минуты радости и в часы тревог и опасностей, мужчины и женщины. Но прежде всего, это были мужчины, священники, служители!

Если и мужчины молчат в церкви, то вероятно они могут осознавать своё не достоинство в произнесении громогласных молитв на богослужении. Но, это не должно быть отговоркой. Люди, которые осознавали своё не достоинство, наоборот обращались к Иисусу (сотник Матф.8:8)

Один человек так сказал: если у меня есть такие дела, которые мне препятствуют молится, то зачем мне такие дела (1Петра 3:7). Итак…

Молящийся мужчина

Так и хочется воскликнуть: мужчины, отцы, мужья! Где вы? Почему вас не слышно в собраниях? Почему порой вашу роль восполняют женщины? Что или кто препятствует вам молиться вслух?

Мы видим в прочитанном выше тексте из послания к Тимофею, образ молящегося мужчины в богослужении. Павел говорит о духовном состоянии мужчин, делая акцент на их благочестии и святости не только в собрании, но и в повседневной жизни (воздевая чистые руки), а также на их убеждённости и эмоциональности,  без провозглашения спорных мнений и т. п.

Молитва на богослужении, это не место для проповеди, обличения, озвучивания спорных мнений или размышлений вслух (см. перевод слова сомнений)…

Мужчина — брат должен произносить молитвы. Но, он должен это делать так, как мужчины, Божьи люди делали это и в прошлом. Я имею ввиду пророков, царей и т. п. Они опирались в своих молитвах на глубокое познание Бога, Его обещания,  милосердие, на осознание Его величия и могущества. Они подавали пример, утверждали народ Божий, а не вносили сумятицу.

Молитва женщины – сестры на богослужении

Продолжая тему места молитвы в богослужении  и  участия в нём женщин, Павел обращает внимание на их повседневную жизнь, украшенную добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1Тим 2:10). А также важности их пребывания в вере, любви и в святости с целомудрием (1Тим 2:15).

Славословие Анны (вдовы и пророчицы) в храме может быть для нас отправной точкой для участия женщин в молитве прославления и благодарения Господу на богослужении, так как она (Анна) была посвящена Богу (постом и молитвою служа Богу день и ночь Лк 2:37).

Женщине, посвятившей себя благочестию (1Тим 2:10) как Анна, очень уместно славить (публично выражать благодарность или хвалу – см. перевод) Господа и говорить о Нём всем искупленным (ожидавшим избавления) (Лк 2:38), то есть на богослужении.

В отношении другой тематики молитв женщин на богослужении в 1Тим 2 гл., мы не видим  того, чтобы Павел учил тому, чтобы они произносили свои личные житейские нужды вслух. Скорее всего, они делали это как Анна (мать Самуила) которая молилась в тиши (и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее – 1Ц. 1:13), и, несмотря на это была услышана Богом. Он сделал так, что на неё обратил внимание Илий, и она смогла после этого озвучить свою просьбу пред ним и Богом.

А когда она привела возросшего Самуила к Илию, то мы видим, как она молиться, и благодарит Бога, стоя перед первосвященником при личной встрече с ним (1Ц. 2, 1-10).

 Мы предстоим перед Богом в Новом Завете (учение И. Христа и Его Апостолов), и Он предписывает  женщине не учить в церкви и быть в безмолвии (1Тим.2:11; 1Кор.14:34). Например, о  служении вдов в церкви мы читаем в 1Тим. 5:5,9,10. Оно сосредоточено на добрых делах и благочестивой жизни (1Тим 2:10), а не на пророческом или общественно – молитвенном служении.

Павел пишет Тимофею, …чтобы также и жёны (1Тим 2:9-15), то есть, продолжая применять принципы и требования к молящимся мужчинам, добавляет и то, что касается женщин.

Общественные молитвы женщин, как и  мужчин,  должны быть лишены гнева и раздражения, а их тематика соответствовать духу Писания и проповеди.

Когда Павел пишет: чтобы также и жёныон учит тому, что если женщина и молится вслух в среде мужчин, то сутью её молитв являются прошения о способности проводить чистую и благочестивую жизнь; а моления и благодарения совершать за спасение всех людей.

Павел, призывая женщин, молиться, концентрирует  взгляд на их приличном, со стыдливостью одеянии; на их целомудрии. Он говорит об их внешности, украшениях без излишеств, без золота, и одетых в скромную опрятную одежду.

Поэтому, молиться вслух на богослужении должны только те женщины,  которые стремятся  к благочестивой жизни и имеют соответствующий внешний вид.

Также, женщины,  которые осознают, что у них ещё не всё  в порядке с благочестием и внешним видом, скажут: а где же нам молиться, так сказать без ограничений? Я бы ответил: везде, кроме общего богослужения, но сохраняя себя в смирении.

Также, в  общественной  молитве женщины не должны становиться авторитетами: учителями, священниками, благословляющими всех; обличителями и наставниками; они не должны стремиться своим участием в молитве доминировать и преобладать в собрании мужчин;  и даже в личной жизни, они призваны демонстрировать кроткий и молчаливый дух, что драгоценно пред Богом. (1Петра 3:4).

Женщины должны быть в безмолвии в общественном богослужении (1Кор 14:34). Что это значит?

 Это не значит, что женщине возбранено молиться на богослужении. Коринфянам написано, чтобы женщины были лишены возможности авторитетно провозглашать Слово, учить, а также задавать вопросы,  особенно те, кто замужем. (Если сестра не замужем, она может задать вопрос служителю в неофициальной обстановке, как Анна при встрече с Илием)

Кто-то из женщин, читая эту статью, может подумать, что о месте женщины в молитве на богослужении написано много, по сравнению с тем, что написано мужчинам. Да, это так. Но в таком, же соотношении написал и Павел Тимофею. Мужчинам  один 8-ой стих, а женщинам с 9-го по 15-ый. Я просто сохранил принцип Апостола.

Но мне хотелось ободрить вас, дорогие сёстры.

Обратите внимание на молитвы благочестивых женщин. Это молитвы Марии, матери Иисуса и Елисаветы, матери Иоанна Крестителя в Ев. от Луки 1:41–55. Они не стремятся молиться в храме или в собрании мужчин — они просто молятся при их встрече друг с другом, быв объединены в служении и смирении пред Богом, понимании Его величия и милости,  Его великолепия и могущества.

Новый Завет нам не демонстрирует общественных молитв женщин. Они всегда при богослужениях были на втором плане, но в единодушии с мужчинами (Д. А. 1:14)

Есть церкви, в которых организовано сестринское служение, где сёстры в своём женском кругу достаточно времени уделяют молитве на разные темы. Там молятся все желающие.

Собраниями же всегда руководли мужчины (в первую очередь предстоятели в Господе) и в Ветхом и в Новом Завете. Они доминировали в общественном служении, и конкретно в общественной молитве.

Тем не менее, мы ожидаем, что в наших церквах будут молиться и мужчины и женщины. Но Павел, призывая  делать это, направляет их взор на самоанализ своей жизни, сердца, поведения и внешности (благочестии).

Молитвы детей:

Мы не видим в Новом Завет ничего о месте детских молитв в богослужении. Но пример восклицающих детей в храме может нас научить некоторым принципам.

Прочитаем текст: Матф.21:12-16

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13 и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. 14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали 16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

Иисус напоминает о Доме Молитвы, в который люди приходят прославить Господа, поклониться Ему, а также обратиться со своими нуждами, покаяться.

А как же молитвы детей?

Многие, наверное, думают, что хвала из уст младенцев и детей – это песни, стихи, декламации в их исполнении. Я думаю, что это не совсем так, хотя нас это радует и в свою очередь это уместно. Если бы дети тогда, в храме, таким образом, славили Бога, то это не разозлило бы первосвященников и книжников. Дело в том, что они восклицали, то есть просили Иисуса о спасении.

Мы видим, как взыграло  самолюбие служителей храма, когда они это услышали. Почему?

Мы должны вспомнить о том, что Иисуса предали из зависти. Во всяком случае, это было очевидно Пилату. (Мар.15:10)

 И обращение взрослых и детей к Иисусу за спасением и решением своих нужд просто раздражало до злости первосвященников и книжников. «Весь мир идёт за Ним» – говорили они (Иоан.12:19).

Ведь ранее все люди, и в том числе и дети приходили, или же их приносили к этим служителям в храм для решения их нужд, и даже за исцелением. В этом же тексте мы видим, как слепые и хромые идут к Иисусу, а не к служителям храма и получают исцеление. Мало того, служители слышат детей, восклицающих «Осанна».

Мы привыкли видеть за  словом «Осанна» смысл хвалы, но это не совсем так, во всяком случае, в этом тексте.

Восклицающие дети, это кричащие и вопиющие (смотрите перевод). А,  «Осанна» ((букв. с евр. Значит — „О! Спаси!");) Вот это «О, спаси», обращённое к Иисусу и разозлило первосвященников и книжников (слышишь, что они говорят?).

Нас же  должно больше радовать то, когда дети обращаются к Господу Иисусу за спасением в молитве, и уже потом радовать звучащее из их уст прославление.

Как хотелось бы, чтобы чаще в наших церквах звучало «Осанна» („О! Спаси!")  из уст детей. Кстати, наша церковь за последний год несколько раз слышала ряд покаяний детей в различных богослужениях.

Писание также не возбраняет, когда дети молятся на богослужениях: о своих нуждах, о покаянии своих родителей, прославляют Господа,  но в смирении пред Богом и людьми.

Ещё об общественной молитве:

Мы должны уточнить, что молитва покаяния всегда уместна на богослужении  для всех верующих, и мужчин и  женщин.

И все подобные молитвы должны звучать от своего лица – я, мне,— а не мы, нас, их и т. п. Такой молитвой (мы, нас, их) молятся служители, предстоятели в Господе.

А также молитва покаяния или прошение уместна и от посетителя церкви.

Вот какие примеры нам оставлены в Писании:

….войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.  И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. (1Кор.14:24-25)

Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет ….и помолится у храма сего,  услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник… (3Цар.8:41-43)

Заключение

Благодарность Господу за всех, кто совершает молитвенное служение в наших церквах. Пожалуйста «в усердии не ослабевайте, духом пламенейте».

…О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте…Ис.62:6

Но как хотелось бы слышать больше сердечных молитв, молитв и духом и умом, молитв по воле Божьей:

— благочестивых служителей, проповедников, отцов и юношей;

— сестёр,  женщин, матерей, девиц посвятивших себя благочестию;

— смиренных и послушных детей.

— наших посетителей;

Давайте будем учиться молиться сами, учить друг друга, и нашими молитвами оправдать названия тех Домов, в которых мы собираемся на поклонение Господу  в богослужениях.