Старайтесь иметь мир со всеми

Бесспорно, проблема вражды и мира — одна из самых актуальных во всей истории человечества, и особенно в современном обществе. Апостол Павел в своем послании Тимофею писал: «Знай же, что в последние наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы,… горды, надменны,… недружелюбны, непримирительны, … невоздержны, жестоки …» (2Тим.3:1-7).

Вражда и непримиримость — это бич общества. Отсутствие мира с Богом, с людьми, с самим собой де­лает человека несчастным сущест­вом, лишает его радости, душевного покоя, а зачастую и смысла жизни. Непримиримость лишает человека общения со своим Творцом, следо­вательно, и всех благословений в на­стоящей и будущей жизни.

Мы читаем в послании к Евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не уви­дит Господа» (Евр.12:14). Это не ми­молетная фраза для красного слов­ца. Это крик сердца и призыв апосто­ла, водимого Духом Святым, хорошо знающего сущность Бога, Его вер­ность и истинность. Священное Пи­сание призывает нас иметь мир нес отдельными личностями, а со всеми: родными, братьями и сестрами по вере, друзьями, соседями, коллега­ми по работе, со всеми окружающи­ми людьми, и с теми, с которыми нам приятно и которые нас любят, и с теми, которые нас не понимают, ко­торые нас обижают, унижают, поно­сят и проклинают.

Без мира со всеми людьми, как и без святости, «никто не увидит Гос­пода». Никто — значит ни один чело­век: Бог неподкупен. Не увидеть Гос­пода — значит не только лишиться блаженного будущего, но и не иметь счастливого настоящего. И то и дру­гое немыслимо без общения с Богом.

Апостол Павел не говорит о том, что хорошо было бы иметь мир со всеми. Он говорит о том, что нам нуж­но иметь этот мир и что с нашей сто­роны необходимо приложить все уси­лия и старания, чтобы этот мир об­рести. Весьма примечательно, что мир в данном случае — это не только отсутствие вражды. Мир — это восста­новление нарушенных взаимоотно­шений, это радость видеть друг дру­га, желание быть вместе и готовность сообща совершать одно поприще.

К сожалению, иногда можно услы­шать: «Я простил его (ее), но видеть не хочу». Поверьте, это — не мир. Часто можно услышать свидетельст­ва примирения, но не увидеть реаль­ных плодов. Продолжение осужде­ния, нежелание видеть человека и иметь с ним одно дело — это не мир.

1. Что же делать, чтобы обрести бо­жественный мир?

Слово Божье дает ряд простых, но очень важных советов. К большо­му сожалению, для многих людей эти советы кажутся слишком простыми, и они хотят услышать что-то такое, чего они еще никогда не слышали. Им кажется, что в их случае уже предпри­нималось множество попыток прими­рения — и все напрасно. Запомни, до­рогая душа: Бог не обременяет нас тем, что нам не под силу.

Ему порой сложно с нами, но нам — просто с Ним! Это хорошо видно из одного библейского примера. Мно­гим знакома история исцеления Не- емана, военачальника войска Сирий­ского. Как он был недоволен и даже оскорблен поступком и простым со­ветом Елисея семь раз омыться в Иордане. «И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Гос­пода Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамас­ские, не лучше всех вод Израиль­ских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе».

А что было бы, если б Нееман не прислушался к совету своих рабов исполнить предложенное пророком? Да он просто не исцелился бы! Так и мы, если не прислушаемся к простым советам Слова Божьего, не обретем так нужного нам мира.

1. Проверьте свою посвященность Богу

Посвященность выражается в жертвенности. Я делаю ожидаемое Богом от меня потому, что люблю Его, доверяю Ему и хочу сделать угодное Ему, осознавая и благость Его воли по отношению ко мне: «…и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание прият­ное» (Еф.5:2).

Любовь к Богу и людям выража­ется в жертвенности. Жертвенность, в свою очередь,— приношение Богу, благоухание приятное. Жертва ис­ключает нападение. Жертва — это готовность к страданию. Пример тому — Христос. Он не стал разби­раться с нами, погибшими грешника­ми, по поводу наших грехов, но без­ропотно умер за нас. Со Своей сто­роны Он сделал все, чтобы прими­рить нас с Собой. Почему Он сделал это? Он посвятил Себя Небесному Отцу. Если мы — дети Божьи, мы должны посвятить себя Господу и подражать Ему. Если мы нашу жизнь посвятили Богу, Он поможет устра­нить все конфликты и даст нам Свой божественный мир.
 
«Нет между нами посредника, ко­торый положил бы руку свою на обо­их нас» (Иов 9:33),— сетовал Иов в страданиях. Нет у него посредника, который бы объединил его с Богом. У нас есть Посредник. Этот Посредник — Иисус Христос (1Тим.2:5). Он готов возложить Свои руки на конфликтую­щие стороны и примирить их. С нашей же стороны важна посвященность Гос­поду и любовь к Нему. Без этого — не уладить никакого конфликта.
 
Глубокой ночью в доме одного пастора раздался телефонный зво­нок. «Мы разводимся»,— услышал он в трубке взволнованный и доведен­ный до отчаяния голос. Не долго ду­мая, он собирается и едет, желая по­мочь утопающей в конфликте и не­примиримости христианской семье. В доме его встречают не только не мо­гущие смотреть друг другу в глаза супруги, но и собранные коробки и че­моданы. Никакие попытки пастора примирить так далеко зашедшую в непримиримости чету не увенчивают­ся успехом. И тогда он прибегает к шагу, к которому, безусловно, побу­дил его Господь. Он говорит: «Я ни­чем не могу вам помочь и хочу лишь теперь помолиться о вас». Он взял их за руки и, попросив в момент мо­литвы вспомнить свое крещение, бракосочетание и данные друг другу пред Господом обещания, горячо по­молился Господу. Сразу после молит­вы он уехал, и лишь только вошел в двери своего дома, услышал теле­фонный звонок, а затем и радостный голос: «Пастор, мы не разводимся!»
 
Слава Богу!
 
Если мы любим Господа, если Его воля является авторитетом для нас, если мы готовы к жертвенности, мы приложим все усилия к примирению. 

2. Молитесь!

Написано: «Кто обра­щал взор к Нему, те просве­щались, и лица их не посты­дятся» (Пс.33:6). Те, кото­рые искренне молятся Богу, не постыдятся. Они получают свет от Него. Важно молиться не только в момент конфликта, но и регулярно молиться о мире и согласии. Без Бога невозможен мир. Иисус сказал, что мы без Него ничего не можем де­лать. И наша борьба не с плотью и кровью, а с духами зла.

«Не заботьтесь ни о чем, но все­гда в молитве и прошении с благода­рением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:6).

Мы должны молиться. Имея обе­тования в этом стихе, мы можем рас­считывать на Божью помощь. При этом, однако, важна искренняя и пра­вильная молитва. Нужно молиться не только: «Господи, вразуми и наставь его (ее; их)», но прежде всего: «Гос­поди, может быть, я неправ (непра­ва). Открой мне истинную причину конфликта. Помоги мне первому сделать шаг для примирения, дай для этого силы». Если только воз­можно, хорошо молиться вместе двум сторонам, задействованным в конфликте.

3. Ищите помощи в Слове Божьем

Это важно делать не только во время конфлик­та. Больному может не по­мочь экстренная терапия, если долгое время он пренебрегал советами врача и не заботился о сво­ем здоровье. Умирающему от голо­да в определенных случаях уже не поможет пища. Важно, чтобы Слово Божье стало авторитетом для нас. Важно, чтобы мы ясно осознавали: мне важно идти к примирению потому, что к этому при­зывает Библия, и я делаю это, опира­ясь не на чувства, а на Слово Бога.Необходимо регулярное чтение Библии, чтение в тихое время, инди­видуально и в кругу семьи. Человек слабеет, когда он не кушает. Мы ста­новимся слабыми и доступными для лукавого, если мы не питаемся духов­ной пищей.Намного важнее — видеть в Биб­лии требования к себе, нежели к дру­гой конфликтующей стороне, хотя чаще происходит наоборот. Если вто­рая половина не хочет исполнять биб­лейские требования к ней, это не зна­чит, что я тоже могу не исполнять тре­бований к себе. Принцип мести, прин­цип «зуб за зуб» неприменим. Иисус любит независимо от того, как мы от­носимся к Нему. Что было бы, если бы Он мстил нам?

4. Думайте о последствиях…

«О, если бы они рассуд ли, подумали о сем, уразум ли, что с ними будет» (Втор.32-29). К примеру, вс ник конфликт между супругами — нет просвета во взаимоотношения Стоит подумать о том, что будет, ecли конфликт не будет исчерпан. Разв диться нельзя. Уклоняться от cynp жеских обязанностей нельзя. Жить вражде — каторга. И, что очень ва но, нарушены взаимоотношения Богом. Мы говорили об этом в на ле статьи, анализируя стих из пост ния Евреям (12:14). Обольщает тот, кто говорит: «У меня со втор половиной проблема, а с Богом меня все нормально». Без мира всеми людьми у христианина нет н какой надежды и на взаимоотнои ния с Господом.

«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на лож ваших, и утишитесь» (Пс.4:5).

5. Прощайте и просите прощения сами

К большому сожалену часто можно слышать: «Простить? — Никогда!» или «Мне просить прощения? — Ни (А) за что! (?) Пусть первый (ая) просит». А ведь стоит сказать, что в конфликт часто виновны обе стороны. Только непризнание Божьего авторитета и гордыня могут воспрепят вовать последовать предложенно совету — прощать и просить прощения. Кто-то скажет: «Это ниже моего достоинства!». А Христу выше или ни Его достоинства было сносить на поношения и умереть за нас?

Просить прощения просто необходимо. И неважно, мой (я) ли это супруг (а), мои ли это дети или к либо другой.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не дал тебя судье, а судья не отдал тебя слуге, и не ввергли бы теб темницу» (Мф.5:2325). Жертвенком может быть и Вечеря Господня.

Слава Богу, если Он прощает, так это от сердца! Если бы это было не так, мы обязательно прочувствовали бы это на себе. Но Библия говорит, что Бог забрасывает наши грехи за хребет Свой, куда никогда не обора­чивается. Он повергает их в пучину морскую, откуда никогда не достает. Простить от сердца — это не просто быть в состоянии терпеть кого-то. Простить от сердца — значит радовать­ся другому и иметь готовность вместе совершать свой жизненный путь. «… но будьте друг к другу добры, состра­дательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32). А если некто сильно обидел, необхо­димо все же ему дать шанс исправить­ся. Христос простил Петру его тяжкий грех — предательство.

6. Стремитесь к общению

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, про­сти ему» (Лк.17:3).

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда конфликтующие стороны избегают друг друга. Быва­ют и скрытые конфликты, когда «вой­на» объявлена одной стороной, а другая об этом ничего не знает. Так бывает, когда одна из сторон не ви­дит или не осознает своего проступ­ка или греха, а другая — не в состоя­нии с любовью обличить или увеще­вать. Так может случиться и тогда, когда поступок одной стороны непра­вильно понят или интерпретирован другой стороной.

Без общения, без объяснения не­возможно устранить проблемы не­примиримости. Бог создал человека для общения. И тот, кто более духов­ный, несомненно, первым будет стре­миться к такому общению.

Одному пастору однажды дове­лось побывать на семинаре, органи­зованном для служителей и посвящен­ном семейным темам. Там докладчик делал особый акцент на необходимо­сти служителям регулярно уделять время для общения со своими жена­ми, что пастор и решил ввести в свою практику. И вот вечером, во время прогулки, жена открыла ему давнюю обиду. А дело было вот в чем.

Более двадцати лет назад у них загорелась крыша дома. Пожарники затушили пожар. И … муж уехал в церковь на служение, а жена с ма­лыми детьми осталась у пожарища. Какие тяжелые переживания перене­сла она тогда, думая, что никому не нужна, даже своему мужу. Приходи­ли и мысли о самоубийстве. И вот эта обида с давних пор коренилась в ее сердце. Как хорошо, что она во вре­мя этого общения нашла в себе силы высказать свою обиду. Муж попросил прощения и, стоявшая много лет пре­града была убрана.

Или другой случай. Две подруги и сестры по вере жили на квартире. Одна ушла на молодежное общение в церковь, а другая осталась дома, приготовила ужин. И так как подруж­ка задерживалась, оставшаяся в тот вечер хозяйкой сестра поужинала и легла спать. Подружка, вернувшись и узнав, что сестра уже спит, прошла на кухню, нашла приготовленный ужин, поела и хотела помыть посуду. И только включила кран, как он загу­дел: «Нет, не буду будить подругу,— сказала она себе,— а помою посуду завтра». Утром та, которая легла раньше, и встала раньше. Она уви­дела на кухне в раковине немытую посуду: «Какая негодная,— подума­ла она.— Я ей приготовила, она по­ела, а посуду за собой не вымыла».

Затем проснулась и другая. Как мож­но было и ожидать, подруга встрети­ла ее неприветливо и не разговари­вала с ней. Как хорошо, что у так на­зываемой «виновницы» хватило муд­рости все объяснить, и тогда мир вновь воцарился во взаимоотноше­ниях между сестрами и подругами.

7. Прилагайте усилия для установления мира

Можно много знать о том, что нужно делать в деле об­ретения мира. Но, если не приложить усилий и стараний, дос­тичь мира не удастся (Евр.12:14).

Брюс Вилкинсон, проводя семи­нар на семейную тему, попросил жену рассказать о том, как ей удалось на­ладить мир в их семье. Она свиде­тельствует, что в какой-то момент их семейной жизни ей вдруг стало отчет­ливо ясно, что глава жене — муж, а мужу глава — Христос: «Я,— расска­зывала она,— поняла, что как бы не прав был мой муж, в принятии реше­ний последнее слово за ним. Я могу ему что-то посоветовать, но не на­стаивать на своем. Я могу свои пе­реживания сказать Христу, и Он, гла­ва моего мужа, будет работать с ним». Позже муж не один раз убеж­дался в мудрости своей жены и при­слушивался к ее советам.

Итак, на каком-то этапе жизнен­ного пути жене вдруг стало отчетли­во ясно, чего Бог требует от нее для восстановления мира в семье. Она предприняла все, чтобы этим сове­том воспользоваться. И как резуль­тат — успех.

Да поможет нам Господь доро­жить нашим спасением и общением с Ним. Да поможет Он нам стремить­ся к миру с Ним и со всеми людьми, прислушиваясь к Его советам.

Кто-то скажет: «Простить — это ниже моего достоинства!».А Христу выше или ниже Его достоинства было сносить наши поношения и умереть за нас?

Александр Шумилин,
Председатель Союза ЕХБ Кыргыстана
Журнал «Голос Истины» 2007, № 9 (96)