Мужской разговор

В последнее время все заметнее становится пассивность мужчин в церквах, семьях, обществе. Далеко не все представители сильного пола берут бразды правления в свои руки, чтобы решать пробле­мы различных человеческих сообществ. «Святое место» ответственного руководства, предназначен­ное Богом для мужчин от сотворения, нередко остается пустым или занимается женщинами, что не является лучшим вариантом развития событий. Это удивительно стойко въелось в сознание немалого количества мужчин. И они спокойно живут такой жизнью, стараясь не замечать, что все вокруг идет кувырком… Может быть, они думают, что если ножом для разделки рыбы резать хлеб — то ничего страшно­го не происходит? Но это неудачное сравнение. Ситуацию лучше сравнить с тем, когда мы пытаемся сверлом по металлу сделать отверстие в бетонной стене — огромный нагрев и никакого толка.

Светский мир сегодня не сильно об этом трево­жится, в какой-то степени даже приветствуя сенти­ментальный, чувственный образ современного «мужа», который теряет свою мужественность, не ревнует о первенстве, охотно выполняет роль домохозяйки и покорно следует за женским руково­дством, наслаждаясь покоем [естественно, времен­ным) тихой гавани безответственности. Такая «мужественность» сегодняшнего дня является одним из трамплинов для маскулинизации (омужествления) женщин, которые иногда под бременем безысход­ности (кому-то все-таки надо идти впереди), а зачастую, как мне кажется, с нескрываемым энтузи­азмом выходят на «передовую».

Но если неверующими людьми, живущими по своей воле, такое положение вещей зачастую воспринимает­ся как норма и даже как нечто положительное, то людьми Писания (Библии), общиной Господа Иисуса Христа это должно восприниматься не иначе как разрушительная тенденция последнего времени, как дело сатаны, которому «на руку» пассивность мужчин и лидирующие позиции женщин. В таком случае, когда мужчины и женщины поменялись ролями, через женщин диаволу легче обманывать Адама, современ­ное общество, семью, церковь. 1/1 потому Церковь этой тенденции должна противостоять.

Не думаю, что в церквах нашего братства ведется политика выдвижения сестер на руководящие позиции, и благосклонно воспринимается духовная «вялость» братьев. Однако различные изменения человеческого общества практически всегда влияли на состояние Общины (история Церкви это подтвер­ждает). И то, что зачастую происходит сегодня с братьями в церквах, есть и результат влияния «мира», среди которого мы живем. Ситуация такова: сестер вперед не пускаем (и правильно делаем), а братья зачастую вперед не идут. Создается своеобразный «вакуум» руководства. И если «мир» решает проблему «зеленым светом» для женщин, то для нас такой метод не подходит, поскольку Писание в данном случае показывает «свет красный». Нам, как христианам, остается каким-то образом побуждать братьев идти вперед, помогая им превозмогать влияние тех сил и людей, которые заинтересованы в их пассивности.

И здесь доминирующим средством оказания помощи мужчинам в церкви видится объяснение им Писания. Объяснение того, чему Библия учит в отношении предназначения мужчин от сотворения, их главенствующей роли в человеческом обществе, и в самой Церкви. И для пассивных братьев, скорее всего, примеров активности достаточно. Слава Богу, есть в наших общинах «мужи-братья» не только по названию. Однако только наличие положительного примера не решает проблему, а иногда является даже ложным оправданием для пассивных — «мол, есть кому дело делать, пусть и делают, и без меня обойдут­ся, жена ведь моя обходится без меня в управлении семьей». Лучший путь воспламенить тлеющее сердце — зажечь тем же огнем, которым зажжены уже горящие сердца. Так сделал Иисус с Еммаускими учениками (Лк. 24:32). И если Он объяснял им Библией необходимость нисхождения и восхождения Христа, то мы в контексте нашей задачи должны разъяснить братьям, которые не туда идут (или, скорее, идут не так, как надо), необходимость быть лидерами в молитве, служении, семье, церкви. Слово Божье вытеснит и невежество, и робость, и лень и страх. Оно производит лидеров в пустыне (см. Исх. 3). Оно и будет руководить жизненными ситуациями в наставленных братьях.

Естественно, наставление Писанием должно производиться с применением текстов Библии не только общего, но и специфического, мужского направления. Не стоит просто ограничиваться тезисным цитированием мест, которые почти все знают уже наизусть, таких, например, как «всякой жене глава — муж». Необходимо такие стихи толко­вать в близких и далеких контекстах, готовить тематические проповеди, развивать библейскую аргументацию подобных утверждений, исследовать богословие пророков и апостолов, касающееся мужчин, и в понятной, простой форме передавать его слушателям. Важно обратить внимание на среду, в которой будут происходить подобные наставления Словом. Хорошо себя зарекомендовали личные беседы, специальные собрания для мужчин, в которых эффективны свидетельства тех, на кого «мужские тексты» Писания уже повлияли.

В заключение хочу привести  пример в подтверждение вышесказанного. В нашей общине проводили собрание для мужчин, на котором присутствовали в основном уже уверовавшие братья. Каждому участнику встречи было предложено составить список из пяти качеств «что значит поступать по-мужски», исходя из своего личного понимания. Затем также индивидуально необходимо было дать письменное краткое толкова­ние текста «муж… есть слава Божия» (1 Кор.11:7). После этого было предложено составить каждому новый список «что значит поступать по-мужски», не заглядывая в старый. И вот что получилось. На основании Слова Божьего у подавляющего больши­нства опрашиваемых список был изменен в сторону духовных качеств, таких как святость, смирение, преданность Богу, а у трети из этого большинства во вторых списках появился новый фактор — лидерство и руководство. Мы можем видеть, что осмысление человеком Писания меняет его взгляды не только на жизнь, но и на самого себя, что, в свою очередь, вызывает изменение поведения.

Андрей Глушко