История Союза церквей ЕХБ Казахстана

А как же все начиналось? Из истории возвещения Евангелия, возникновения общин баптистов в Казахстане и истории отдельных людей мы можем искать и находить следы присутствия Бога, следы, ведущие все человечество к уверенности, что Он жив.

«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» Евр.13:8

Предлагаем вашему вниманию хронологию важнейших событий евангельского движения в Казахстане (1860-1950)

Конец 1860-х — начало 1870-х годов

Носители Евангелия среди переселенцев
Как же проникло Евангелие в Казахстан? Кто был первым благовестником в этих степных просторах, где паслись стада овец и табуны лошадей, где караванные пути пересекали огромную территорию от березовых лесов великой сибирской равнины до южных пустынь и белоснежных гор и от низовья Волги до Алтайских гор? Массовое переселение крестьян и разночинцев из царской России на ее окраины – Казахстан и Среднюю Азию – привело к возникновению немногочисленных городских поселений наряду с множеством сел. Среди переселенцев были и носители Евангелия, что послужило основанием к возникновению первых евангельских групп и общин. Имеющиеся об этом сведения дают нам возможность проследить пути проникновения Евангелия к народу огромной страны.

Книгоноша О. Б. Форхгаммер возвещает Евангелие вблизи западных окраин Казахстана
Имеются достоверные данные о возвещении Евангелия вблизи Западного Казахстана, точнее, в Южном Поволжье, во второй половине XIX века. Уже в 50-е годы XIX века книгоноша Отто Богданович Форхгаммер, датчанин по происхождению, распространял Новый Завет среди немецких колонистов юга Украины и Нижнего Поволжья. Побуждаемый Духом Святым и горя ревностью, в возрасте шестидесяти лет, он в период с 1863 по 1873 годы распространил 58 тысяч книг Священного Писания. Таким образом, на этой территории была подготовлена почва для пробуждения и принятия Благой вести.

1880 год

Появление меннонитов в Средней Азии
Немаловажным будет отметить появление в Средней Азии меннонитов, этого старейшего евангельского течения немецкого происхождения, перенявшего свое название от одного из основателей этого движения Менно Симонса.Впервые меннониты появились в России в конце XVIII века как крестьяне-переселенцы из Пруссии. Расселившись большими колониями в Южной Украине, на Северном Кавказе и в Поволжье, меннониты организовали многочисленные общины, в ходе пробуждения 50-х и 60-х годов среди немецких колонистов возникла меннонитская братская община, которая с первых лет ее зарождения активно приступила к евангелизации окружающего их немецкого, русского и украинского населения.Братские меннониты оказались родоначальниками южнорусского баптизма. Уместно отметить, что организатором и первым председателем Союза русских баптистов был меннонитский проповедник Иоганн Виллер.

1883 год

Крещение в Новом Узене
В Новом Узене (окраина Саратовской губернии на границе казахских степей)  возникла первая община в Поволжье, куда в 1883–1885 годах приезжал В. Г. Павлов, пресвитер общины баптистов г. Баку, и преподал крещение 16-ти новообращенным. В 1893 году появились первые группы верующих в среде молокан Александрова Гая и Орлова Гая. В селе Орлов Гай открыто проводились собрания, несли служение пресвитер и дьяконы, устраивались публич­ные евангельские беседы, на которые допускались все желающие. И это происходило в 15–20 км от границы с Казахстаном. Несомненно, что эти семена Евангелия переносились и в близлежащие селения Западного Казахстана.

1899 год

Хутор Усово – колыбель евангельско-баптистского движения в Сибири и Казахстане
Кубанский благовестник Андрей Леонтьевич Евстратенко, оставивший неизгладимый след на полях Евангелия Сибири и Казахстана, в 1899 году организовал переселение с Кубани в Сибирь 21 семьи баптистов, которые, поселившись западнее Омска, вблизи станции Марьяновка, основали хутор и общину Усово. Усовская община баптистов – одна из старейших в Сибири –стала духовной колыбелью Западной Сибири и многие годы приносила благословения поселенцам Сибири и Казахстана.

Возвещение Евангелия в Кустанайской области
Впервые в селе Смирновка (пос. Смирновский, позже Комсомольского района, ныне Карабалыкского района) из уст брата Федора Лукича было возвещено Евангелие спасения. Он работал каменщиком на строительстве собора, строители полюбили его и стали посещать его домашние беседы о Христе и о любви Божьей к людям.

Первая поездка благовестников в Павлодар
С хутора Усова, вблизи города Омска, в первую свою поездку по Сибири выехали братья-благовестники Сибирского братства баптистов К. Г. Горбачев, друг и сподвижник А. Л. Евстратенко, и И. А. Романтеев. Тогда в Павлодаре братьями было крещено шесть человек. Возможно,  это было начало или предыстория возвещения Евангелия, если не в самом городе Павлодаре, то в его ближайших окрестностях.

Появление баптистов-переселенцев в Николаевке (окрестности Ерментау)
На расстоянии около 70 км от Звенигородки – в Николаевке – появились переселенцы-баптисты из Самарской губернии. Это были братья Михаил и Кондратий Шмаковы. Большинство же переселенцев были молоканами. Спустя несколько лет им был выделен участок на реке Нура, и переселенцами села Николаевка было основано село Самарка (ныне Нуринский район,  Карагандинской области).

1900 год

Поселение штундистов с Украины
Село Звенигородка в 12 км от Ерментау было населено переселенцами-штундистами с Украины из-под Белой Церкви. Среди первых переселенцев были семьи Наума Рыженко, Емельяна Дубового, сын которого пожертвовал свой дом для проведения в нем собраний.

1901 год

Первое поселение меннонитов
Первые поселения меннонитов на нынешней казахстанской земле основаны вблизи станции Токуши в 30 км восточнее Петропавловска. Это было самое западное поселение меннонитов вдоль Сибирской железной дороги между Петропавловском и Омском.В 1901 году братья-меннониты Петр, Николай и Иван Фризен с несколькими другими семьями купили земельные участки вблизи железнодорожной станции Токуши и, расселившись хуторами, основали поселение Фризенхоф. С момента поселения руководящим в группеФризенхоф был брат Исаак Браун, а с 1905 года – Давид Янцен. На хуторе Петра Фризена был построен молитвенный дом со школой. Община с первых лет уже имела хор с регентом Абрамом Абрамовичем Вибе. Переселенцы поселялись на организуемых ими хуторах вблизи со станцией Токуши.

Издание Четвероевангелия на казахском языке
До 1901 года для благовестия среди мусульман, в частности казахов, был использован печатный Новый Завет – «Инжил». Читал «Инжил» мулла по имени Ир-Мохаммед. Это был умный, образованный человек, имевший большое влияние на местных мусульман. Он мог хорошо читать арабские, персидские и узбекские тексты. На каком языке был отпечатан «Инжил» нам неизвестно.В 1901 году в Казани русской графикой было отпечатано Евангелие на казахском языке. Председателем комиссии по переводу был профессор Казанской духовной семинарии М. Машанов. Издание было подготовлено православным миссионерским обществом.

1903 год

Организация общины в Николаевке Кустанайской области
Баптисты-переселенцы с Украины получили разрешение на заселение села Николаева в Кустанайском уезде. Казахи окружных аулов, узнав об этом,воспротивились. Верховыми, около 300 человек, они окружили лагерь переселенцев, дыша угрозами и негодованием. Переселенцы, вынужденные занять оборону, повозками оградили свой лагерь. Конфликт обошелся без жертв, сами же переселенцы выехали в сторону Троицка (ныне Челябинская область в России), пока вопрос об их заселении не был отрегулирован властями, и спустя год они смогли вернуться на указанное место. Так, в 1903 году, в Николаевке возникла община баптистов. Начало духовной жизни в ней было положено братом Даниилом Ивановичем Воронкиным.

1904 год

Поселение русских баптистов в селе Богословка (Павлодарская область)
В село Богословка были переселены русские братья-баптисты Филипп Голинков и Степан Ищуков с семьями. Вскоре в доме брата Голинкова стали проводиться евангельские общения. Весть об этих собраниях дошла до местного священника православной церкви, и он, возбудив ненависть некоторых людей, учинил физическую расправу над братьями-баптистами. Их бесчеловечно избили, а в их домах выбили окна и разрушили печи. Это огненное крещение и суровое испытание веры было совершено над братьями и их семьями в зимнее время. Особенной злостью дышал против брата Голинкова его сосед Иосиф Зинченко. И однажды, когда конь Голинкова случайно оказался во дворе соседа, то он в злобе и ярости вилами нанес невинному животному смертельный удар. Потеря коня была для крестьянина-переселенца Голинкова большой утратой, но как христианин он простил соседа, не сделав ему никакого упрека. Этот поступок брата тронул сердце Зинченко, и он старался избегать встреч с соседом и его единомышленниками.Но такая встреча все-таки произошла. Для обоих она была неожиданной. Один из них смутился, а другой любезно и кротко пригласил соседа на собрание. В глазах Голинкова Зинченко прочитал прощение и любовь. Угрызения совести терзали сердце Иосифа, и спустя некоторое время он был окончательно сражен, почувствовав, что в лице соседа его осиял свет с неба.Он пошел на собрание и со слезами покаяния и сокрушения обратился к Господу. Великая неизреченная радость наполнила сердца присутствующих. Вскоре брат Зинченко принял крещение, стал проповедником, а затем был избран на служение пресвитера.

1905 год

Организация первого евангельского района в Казахстане
Организован первый евангельский район в Казахстане, в селе Николаевка Кустанайской области. Избран Совет района при непосредственном содействии и помощи Сибирского отдела баптистов. Нелегким было служение благовестников по Николаевскому району. Помимо транспортных трудностей и бытового неустройства, имели место личные затруднения, внешнее противоборство и борьба с лжеучениями.

Организация общины в поселке Смирновский
В Смирновке Кустанайской области организована община, через водное крещение к церкви присоединилось 16 человек. Крещение преподал брат С. Д. Петренко из Николаевской общины баптистов (ныне Тарановского района).

Организация Братолюбовской общины
Организовалась община баптистов в селе Братолюбовка (Акмолинская область). Братья молодой общины обратились к братьям в Омске, чтобы те помогли им в избрании пресвитера. Из Омска приехал брат Федор Евсеевич Забелин, и в его присутствии пресвитером Братолюбовской общины был избран брат Михаил  Иванович Кучинский, а диаконом церкви – брат Иван Иванович Курносенко.

1907 год

Основание общины в Петропавловске
Возникновение общины в городе Петропавловске связано с именем Гавриила Ивановича Мазаева, видного деятеля баптизма в России начала XX века. С 1907 года он с семьей проживал в Сибири. В 90 км от Петропавловска у него была экономия, где он занимался разведением овец. Поселение было небольшим – около 20 дворов. Большинство его работников были верующими. На заимке Г. И. Мазаева была воскресная  школа, где по воскресениям проходили собрания. В г. Петропавловске Г. И. Мазаев имел мельницу и жилой дом. Сначала немногочисленная группа верующих собиралась по частным домам и квартирам. Когда группа выросла численно за счет приезжих и обращенных, то брат  Г. И. Мазаев в построенном жилом доме выделил зал под проведение собраний и оборудовал его всем необходимым.

Возникновение Павлодарской общины
В 1907 году в 15 верстах от Павлодара образовалась Павлодарская община. Образовалась она вследствие переселения сюда братьев из села Пришиб Астраханской губернии, которые присоединились к проживающим здесь нескольким братьям и составили общину в 35 членов. В 1908 году пресвитером в ней был брат Василий Тарасович Лемякин.

1908 год

Погром, учиненный над баптистами в поселке Смирновский
В Смирновке Кустанайского уезда в общине баптистов насчитывалось 150 членов церкви. Быстрорастущая община решила построить молитвенный дом, и к Рождеству он был закончен. Дом, рассчитанный на 400 человек, в день своего освещения не мог вместить всех желающих. Из истории этой общины известно, что бесчинствующие разъяренные жители села зимой огромной толпой устроили погром домов баптистов. Верующие обратились с жалобой к властям. Спустя год выехал суд и на месте, рассмотрев дело, осудил многих бесчинствовавших на разные сроки каторжных работ.

Первое возвещение евангельской вести в городе Павлодар
В этом году впервые была возвещена евангельская весть в городе Павлодар. Молодая община (пресвитер В. Т. Лемякин), находящая вблизи города Павлодара, принесла в этот город весть о распятом Иисусе Христе. Это случилось 7 января 1908 года. Братьями этой общины с разрешения местного начальника было проведено два евангельских собрания. Но принято считать, что община в Павлодаре возникла только в 1919 году.

Евангельская весть достигла Чимкента, первое крещение в общине
Возникновение Чимкентской общины баптистов связано с именами верующих со ст. Чертково Харьковской губернии,которые, спасаясь от преследований со стороны православной церкви, нашли себе убежище в Средней Азии. В 5 км от Чимкента они приобрели 20 десятин земли и разместили на них шесть дворов. Это были Т. И. Добрыднев, М. Т. Оноприенко, А. С. Жуков, Т. А. Жуков, и И. П. Лавринец. Это были простые крестьяне, но движимые Духом Святым. 22 апреля 1908 года приглашенный брат из пос. Верхне-Волынск Самаркандской области В. С. Попов преподал водное крещение 6 верующим.Этот день принято считать днем рождения Чимкентсокй общины, в которой в то время насчитывалось 15 членов. В небольшом домике  при свете керосиновой лампы проходили собрания, благодать Божья в обильной мере изливалась  в сердца слушающих.

Начало богослужений русских баптистов в Кустанае
С этого же, 1908 года, берет свое начало история общины города Кустаная. В этом году в Кустанае было восемь верующих, и среди них – семья русских баптистов Высоцких, Николая и Екатерины. Для чтения Слова Божия верующие собирались по домам.

1909 год

Евангельская весть достигла Усть-Каменогорска
Видный работник Сибирского братства благовестник Ф. Е. Забелин переехал из Омска, поселился в местечке Жиланды в семи километрах от города Усть-Каменогорск с целью организовать христианскую коммуну. Большая часть населения хутора Жиланды – были баптисты. Был там и молитвенный дом. Пресвитером общины Усть-Каменогорска был брат Н. А. Ядыкин.

Возникновение общины немецких баптистов в селе Надеждинское
Возникла община в селе Надеждинка, в 80 км севернее Кустаная. Это одна из старейших общин немецких баптистов Казахстана. Надеждинка была не единственным селом, в котором жили немцы-лютеране, но первым среди лютеранских сел, где загорелся евангельский огонь пробуждения. Впоследствии он запылал и в других немецких селах.

Поселение в Средней Азии первых меннонитов-миссионеров среди мусульман
Впервые миссионеры-меннониты (М. Тильман, Р. Бон и К. Кливер) посетили стоянки кочевников-казахов. Миссионеры читали им главы из Нового Завета, пели гимны, молились, оказывали помощь, прежде всего, медицинскую. На пожертвования общины в селе Николайполь был построен небольшой госпиталь, что явилось лучшим средством для евангелизации среди мусульман.

Основание общины в селе Варваринка
Благодаря труду братьев-благовестников Николаевской общины баптистов (Кустанайского уезда), С. Д. Петренко и А. К. Грауера, в селе Варваринка в 1909 году образовалась небольшая община.

Организация служений христианской молодёжи
При содействии братьев из Сибирского отдела баптистов Г. И. Мазаева и А. Л. Евстратенко в Николаевке организовался многочисленный кружок молодежи.

Районный съезд в Самаре
Община и группы баптистов Западного Казахстана поддерживали близкие связи с общинами Поволжья и оренбургских степей и входили с ними в районные объединения. В 1909 году был проведен районный съезд представителей поместных общин в Самаре.

1910 год

В Казани был отпечатан текст Нового Завета на казахском языке арабским шрифтом.

Мученическая смерть за евангельское свидетельство
На хуторе Вревск (25 км от Чимкента) для жителей хутора проводил служение проповедник И. И. Лавринец. Но толпа была настроена враждебно и воинственно. После молитвы и пения хора они отняли у брата Библию, били его чем придется. От тяжелых побоев он вскоре скончался. Это был первый мученик за Христа в этой местности, и жертва эта не была напрасна. В период с 1910 по 1928 годы во Вревском образовалась община, в которой насчитывалось до 100 человек.

Евангельская весть достигла Самарки
Село Самарку посетили благовестники А. Л. Евстратенко и И. А. Романтеев с целью проповедовать среди молокан. После благословенных пробуждений в молоканской общине братья-благовестники совершили водное крещение.

1911 год

Строительство молитвенного дома в Николаевке
В Николаевке (Кустанайского уезда) из самана был построен просторный молитвенный дом вместимостью более 500 человек, крытый кровельным железом. Николаевская община была одной из самых многочисленных общин Северного Казахстана. Как образцовая она занимала заметное место среди сибирского братства.

Появление первых баптистов в поселке Джурун
Поселок Джурун (ныне Шырын Актюбинской области) с 1907 года был заселен преимущественно молоканами, и только лишь в 1911 году туда приехало трое баптистов, через которых Господь послал великое пробуждение

1912 год

Возникновение общины немецких баптистов в Новодворовке
Образовалась община в селе Новодворовка (Нейдорф), вблизи Семипалатинска. Поместная лютеранская церковь сильно противодействовала евангельскому пробуждению среди немецких переселенцев, ноне смотря на это, покаяния были многочисленные. В 1912 году брат Ю. А. Зейферт был рукоположен на пресвитера этой молодой общины.

Начало возвещения Евангелия в Семипалатинске
Образовалась группа верующих в городе Семипалатинск численностью около 10-ти человек. Руководил ею брат П. П. Антипенко.

1913 год

Крещение в Николаевке
В Николаевской общине (Кустанайская область) зимой было крещено в реке 180 человек. При этом присутствовало 15 священников православной церкви. Они проверяли, не подогрели ли баптисты воду. В этой проруби принял крещение и священник из Викторовского прихода А. М. Волгин.

Беспокойство царского правительства
Царское правительство в Санкт-Петербурге встревожено развитием баптизма  в Акмолинской и Семипалатинской  губерниях.

1914 год

Организация общины в поселке Джурун

Организована община в поселке Джурун (Актюбинская область).Число баптистов достигло 20 человек. В последующие годы община пополнялась, преимущественно из рядов молокан.

Ссылка германских миссионеров в Семиречье
Германские миссионеры, трудившиеся на евангельских полях Туркестана, сосланы вначале Первой мировой войны вКопал (город в Аксуском районе Алматинской области). Это были – О. Хербольд, Р. Бон, П. Фольрат, некогда совместно учившиеся в Библейской школе в Берлине, а теперь оказавшиеся на несколько лет в совместном плену, в Семиречье (юго-восточный Казахстан и большая часть Киргизии). У них изъяли паспорта, их переписка с женами подвергалась цензуре. Позже жены последовали за своими мужьями. Пользуясь правом свободного перемещения по городу, они стали по воскресеньям проводить библейские часы.

1916 год

Начало собраний баптистов в Аулие-Ата
Начали проходить собрания в Аулие-Ата (Джамбул, ныне Тараз). Хотя христиане-баптисты появились здесь еще в 1909 году, но они посещали православную церковь, пели гимны и беседовали с прихожанами. И только в 1916 году эта группа арендовала помещение по ул. Пушкина в здании нынешнего книжного магазина. Среди них были даже казахи.  Содействие в основании этой общины оказал меннонит-миссионер Мартин Тильман, который уже в те годы сотрудничал с русскими общинами.

1917 год

Проникновение евангельской вести в Верный
Евангельская весть проникла в город Верный (ныне Алматы). Группа верующих насчитывала около 10 человек во главе с братом Задорожным.

Пробуждение и возникновение общины в Златогорке
Возникла община в селе Златогоровка Кокчетавского уезда (Северо-Казахстанская область). Демобилизованный солдат И. А. Крылов (в прошлом церковный старостав поместной православной церкви) заехал в Омск с целью принять крещение. Г..И. Мазаев, узнав из беседы с ним,что Крылов болен, посоветовал ему ехать домой и нести свет истины в свое село. Дома Крылов убрал иконы, снял с детей крестики и стал родственникам терпеливо читать Слово Божие. После многих слез и переживаний в доме брата И. Крылова свет истины воссиял в душах его родных. Позже и многие сельчане стали посещать собрания и приняли Христа. В лоно православной церкви Крылов возвращаться не хотел. Вскоре брат И. А. Крылов отошел в вечность. Захоронить его тело на сельском кладбище не разрешили, дабы не осквернить его этим «нехристем».  Похоронен он был домашними на собственном огороде.

1918 год

Пробуждение в селе Барск
В село Барск, вблизи ст. Булаево прибыл «летучий» хор из Исиль-Куля (Омская область). Проходя по селу, они пели духовный гимн. Это пение возбудило гнев православных сельчан, они стали  избивать их камнями и кольями. Одного из них убили. Остановила этот произвол сестра из поместной группы М. Макушенкова. Она крикнула: «Что вы делаете? Ведь это же наши братья-христиане!». Это событие потрясло сердца сельчан, что привело кбольшому пробуждению в селе. На следующий год здесь было совершено крещение 37-ми душ. Воистину, кровь убиенных за имя Христа есть семя Церкви.

1919 год

Организация хора и проведение регентских курсов в Богословке
В село Богословка (Павлодарского уезда) приехал брат Д. Д. Крекер (из поселения меннонитов вблизи Славгорода) и организовал хор. Вначале хор был слаб, но увеличивался количественно и совершенствовался. В этом же году он на Пятидесятницу уже служил на районном съезде в Славгроде. На Рождество решили с хором посетить жителей поселка. Заходили в дома, пели, читали Слово Божье, говорили о Рождении Христа. После этого собрания были переполнены. В этом же году Д. Д. Крекер провел регентские курсы, по окончании которых курсанты на местах организовывали хоры.

Начало проведения организованных собраний баптистов в Павлодаре
На строительство кинотеатра в город Павлодар были мобилизованы люди из окружных деревень. Здание построили, кинотеатр получил название «Пионер». Братья-строители положили также основание церкви в этом городе. Жили они на постоялом дворе и в свободное время проводили евангельские беседы со своими товарищами по работе и с приезжими на ночлег людьми. Некоторые горожане заинтересовались этими беседами, которые постепенно перешли в собрания. В конце 1919 года в Павлодар прибыл В. Я. Диркс. Он стал пресвитером поместной церкви.

1920 год

Начало духовной деятельности М. Ф. Гудошникова в Верном
В этом году был назначен на съезде Средне-Азиатского братства баптистов М. Ф. Гудошников (проповедник и руководитель общины в Узбекистане) благовестником в Джетысу (Семиречье). Он со смирением принял служение в глухом Семиречье и выехал в город Верный (ныне Алматы) для работы на ниве Божьей. Добирался на бричке в течение 20 суток. Гудошников с семьей из 7-ми человек прибыл в город Верный, где в то время была группа верующих из 18 человек. Ко времени приезда М. Ф. Гудошникова ответственным за группу верующих был М. И. Онищенко, человек духовно нездоровый. Единства в группе не было. Когда был отлучен М. И. Онищенко, ответственным избрали М. Ф. Гудошникова. Группа духовно и численно возрастала, и к началу 1923 года ее численность составляла 100 человек.

Крещение в Белоцерковке
Братья из Дорожинки Успенского района (Павлодарская область) узнали, что в Белоцерковке (ныне Ильичевка) у церковного старосты Т. Подбельцева имеется большая Библия,которую он не читает. Братья П. Тырсенко и К. Скрипниченко хотели купить у него Библию. Вначале Подбельцев согласился, но после затянувшейся беседы о Боге и Его Слове, он отказался ее продавать. После этого Подбельцев начал читать Библию и попросил братьев приехать с хором. Во дворе у Подбельцева было проведено собрание. Покаялось 25 человек, а через год братом из села Каскира Успенского района А. И. Екимцовым было совершено крещение 50 человек.

1922 год

Проведение местного съезда русских баптистов
В конце зимы в Усть-Каменогорске состоялся районный съезд русских баптистов. Среди других вопросов обсуждался также вопрос и об организации хорового служения в молодых общинах Восточного Казахстана и Рудного Алтая. Брату Ф. Хаммеру  было поручено организовать и провести десятидневные курсы начинающих регентов. Курсы были проведены в селе Успенка (Семипалатинская область).

1923 год

Кончина первого миссионера среди мусульман
В последние годы жизни, когда миссия среди мусульман стала почти невозможной, Мартин Тильман уже тесно сотрудничал с русскими общинами. В январе 1923 года, будучи больным, он принимал участие в братском совещании в Чимкенте.Здесь же Господь вскоре отозвал  Своего верного и терпеливого работника, и он был похоронен в Чимкенте на русском кладбище.

М. Тильман, Г. Янтцен (выпускники Библейских школ в Берлине и Лондоне) и другие миссионеры немного достигли в труде на ниве благовестия среди мусульман, но ималое не тщетно в очах Божьих.

Первое возвещение евангельской вести вАкмолинске
Из хутора Усова из-под Омска в село Белое Озеро (ныне Акколь, Аккольского района Акмолинской области) переехала семья баптистов Тихоновых. Из-за свирепствующей холеры Тихонов переехал в Акмолинск, где у учителя Токарева снял в аренду дом для проведения собраний. Он оказался маленьким, и впоследствии был арендован дом купца Путилова. В этом доме собрания проводились около двух лет. Александр Тихонов был регентом небольшого хора. Общины сел Звенигородка, Белое озеро и Благодатное способствовали зарождению общины в городе Акмолинске. В этой работе братьям пришлось пережить большие трудности и препятствия.

1924 год

Проведение регентских курсов в Петропавловске
В 1924 году братом Иваном Павловичем Церманом в Петропавловске были проведены регентские курсы. Учиться у замечательного композитора и учителя духовной музыки Господь позволил и братьям Александру и Ивану Тихоновым, которые впоследствии ревностно служили в области музыки и пения среди братских общин Казахстана. После музыкальных занятий у И. П. Цермана брат Александр Тихонов был приглашен для организации хора во Фролово и КалдыманеМамлютскогорайона (Северный Казахстан).

Испытание веры в селе Люксембург
В 1914 году на расстоянии около 300 верст от железной дороги немецкими переселенцами с Поволжья далеко в степи было положено основание селу Люксембург (Есильский район, Акмолинская область). Лютеране по вероисповеданию, они проводили свои собрания в тишине и спокойствии. Пастором общины был ХристианХристианович Рихтер. Но спустя некоторое время жителей посетили украинские баптисты из села Братолюбовка. Лютеране под действием Святого Духа приняли новое, незнакомое им до сего времени вероучение. 16 душ заявили о своем желании принять водное крещение. Они не хотели дожидаться лета, и все верующие молились Господу, чтобы Он даровал возможность совершить это святое дело зимой.Крещение было проведено 11 февраля 1924 года в проруби. В воду спустились руководящий брат Христиан Рихтер и его помощник Яков Гросс. Господь охранял Своих детей, и ни один из участвовавших в крещении не простудился.

Начало возвещения Евангелия в селе Петерфельд
Вблизи города Петропавловска было шесть населенных пунктов, которые обслуживались братьями общины Гофнунгсталь. Это были отдаленные пункты этой многочисленной общины немецких баптистов Сибири, насчитывающей в 1928 году 832 члена. Наибольшее число душ, возрожденных во Христе Иисусе, проживало в той местности в селах Петерфельд и Фризенхоф.

Дело Божье в селе Петерфельд, новом пункте общины Гофнунгсталь, началось в 1924–1925 годах. Вначале верующих было мало, но подобно горчичному зерну, эта группа уже в первые годы стала быстро расти.

1925 год

Образована Казахская АССР

Евангелизационная работа русских объединений
Евангелизационная работа среди мусульман в рамках Союза баптистовСССРи Сибирского отдела баптистов проводилась лишь с 1925 года.Одним из благовестников среди казахского народа был проповедник Сибирского отдела баптистов брат Иов Саве­льевич Семченко. В этом труде подвиза­лись и братья Шмаковы из общины баптистов Самарки. Братья Сем­ченко и Шмаковы в достаточной мере владели казахским языком. Но труд благовестников тогда не принес плода на казахской ниве.Недостаток Евангелия и Библии на казахском языке, непродолжительное время этой духовной работы, до 1929 года, незна­чительное количество работников на этой ниве, культурный и языковый барьер между людьми этих народов. Но одно ясно, что труд искренних благовестников 20-х годов среди на­циональных меньшинств России, в том числе и среди казахов, не остал­ся незамеченным у Господа.

1926 год

Организация евангельского района в Андреевке
Из-за своей удаленности от центров духовной работы (Ташкента и Ом­ска) ставился вопрос об организации самостоятельного отдела бап­тистов в Семиречьи, но до организации отдела дело не дошло. После братского рассуждения и согласия в феврале 1926 года в селе Андреевка Лепсинского уезда Джетысуйской губернии был созван съезд представителей окрестных общин. На нем был организован евангельский район, протяженностью в 300 верст, объединяющий 15 общин, общей численностью 480 членов, из которых 107 были приняты в 1925 году.

1927 год

Районный Николаевский съезд баптистов
С 23 по 26 октября 1927 года в поселке Николаевский Кустанайского округа проходил районный Николаевский съезд баптистов.В работе съезда приняли участие 37 делегатов и много гостей из других общин и групп. Большую радость участникам съезда доставил приезд брата Ивана Кузьмича Куделя, представителя Сибир­ского отдела союза баптистов, обладающего организаторскими способностями, глубоко понимающего Священное Писа­ние и правильно применяющего его в практической жизни. Он был сведущим в домостроительстве Церкви Христовой, отличался положительным твердым характером, был серьезным и вдумчивым работником в деле Божьем. Под председательством И. К. Куделя и проходили заседания этого съезда.

Ор­ганизации нового Аннинского района
По поручению Сибирского союза баптистов в 1927 году с целью ор­ганизации нового Аннинского района в Кустанайском округе Больше-Чураковской волости туда выехали братья из Николаевского района. В течение одного месяца, с 21 февраля по 22 марта, пришлось посе­тить две общины и девять групп и одиночных братьев и сестер. При­шлось говорить о любви Божьей даже там, где нет верующих: народ, си­дящий в тени смертной, горит жаждой видеть свет Христов и слушать Слово Божие.Особое впечатление произвел поселок Каргали Больше-Чураковской волости Кустанайского округа, где есть группа верующих в количес­тве 26 членов. Имеется маленький молитвенный дом вместимостью около 120-ти человек. На первом собрании присутствовали не больше 20-ти человек, в основном одни верующие. Поутру разнеслась весть, что приехали проповедники-баптисты. Не успели прийти на собрание, как уже дом был переполнен, половина слушателей, за неимением мест, сто­яла на ногах. К удивлению местных братьев, даже грубые гонители за веру впервые посетили собрание и с умилением слушали Слово Божие, не пропуская ни одного из собраний.Пресвитером Анновской церкви был брат Афанасий Максимович Николаенко.

1929 год

Ссылка П. В. Иванова-Клышникова в Алма-Ату
3 марта 1929 года брат П. В. Иванов-Клышников, один из ведущих работников Федеративного союза баптистов, «был репрессирован карательными органами госатеизма, сначала как ссыльный, потом как узник», и выслан вместе с семьей в Алма-Ату. Появление П. В. Иванова-Клышникова в Алма-Ате принесло утешение общине. Его пламенные проповеди ободряли и утешали скорбящие души и касались сердец грешников.

1930 год

Арест и осуждение А. С. Ананьина
Ответственные работники Союза по регионам получили приглашение на пленум Федеративного Союза баптистов в январе 1931 года, в том числе от Сибирского братства — А. С. Ананьин и секретарь этого Союза Ф. П. Куксенко. Но 15 декабря 1930 года А. С. Ананьин был вызван вНовосибирский ГПУ, был склоняем органами на переизбрание Н. В. Одинцова как председателя Союза. 18 декабря совместно с Ф. П. Куксенко брат А. С. Ананьин был арестован, и впоследствии они были осуждены: А. С. Ананьин — на десять лет, Ф. П. Куксенко — на три года. Брат АС. Ананьин из заключения не вернулся.

Посещение ссыльных баптистов
В этот скорбный период Господь побуждал детей Божьих, верных Ему,помогать своим гонимым братьям и сестрам. Они руководствовались словами Самого Господа нашего Иисуса Христа, которые мы находим в Евангелии от Матфея.Эти слова глубоко коснулись сердца молодого Юрия Грачева из Самарской общины. Весной 1930 года, находясь в Средней Азии,он посвятил себя делу посещения узников и утешения скорбящих. Знойным летом 1930 года от железнодорожной станции Ак-Булак (линия Оренбург-Актюбинск) он предпринял, уповая на Господа, путь в Уил (Актюбинская область).Городок Уил находился в пустынном месте, которое уже в далекое царское время называли помойной ямой.С мешком сухарей за плечами и небольшим запасом воды Ю. Грачев отправился в далекий путь – до Уила было более 250 километров. Во время пути он был на грани смерти. Но сердце его стремилось ободрить и утешить изгнанников.

1932 год

Массовый арест служителей Алма-Атинской общины
Начало скорбей поместной общины г. Алма-Аты. В одну из ночей октября 1932 года было арестовано 29 служителей. П. В. Иванов-Клышников был осужден на десять лет, десять братьев – на пять лет, остальные – на три года лишения свободы. Старцы Гавриил Иванович Мазаев (видный баптист-благовестник, бывший председатель Сибирского отдела баптистов) и Дмитрий Тихонович Тихонов были отправлены в ссылку на три года. Большинство братьев из заключения не вернулось. Сам П. В. Иванов-Клышников отбыл срок заключения в Карагандинском лагере, а затем был оставлен в заключении «до особого распоряжения» и отправлен на север. Ему были поломаны ноги, чтобы он не мог ходить. В таких муках он отошел в вечность, оставив о себе доброе свидетельство.Ко всем этим скорбям прибавилось то, что Алма-Атинская община лишилась еще и молитвенного дома, который она имела краткое время, купив его на средства общины в 1931 году по улице Гражданской № 5. После ареста братьев сестра, на которую был оформлен дом, продала его и, подобно Иуде, деньги присвоила себе. В 1937 году были арестованы Алма-Атинские братья Криворучко, Ивкин, Исаевич и Тычко. Они не вернулись из мест заключения. С 1937 по 1943 годы собрания в городе Алма-Ате не проводились.

1934–1946 годы

Ссылка В. А. Лаврова
О дьяконе Петропавловской общины В. А. Лаврове известно, что после суда в 1934 году над несколькими братьями, он был сослан в Кзыл-Орду, где в немощи своей продолжал трудиться для Господа. В домашней обстановке, за чаем, велась тихая беседа о спасении, совершенном Господом Иисусом Христом. Читалось Слово Божие, пелись псалмы и совершались молитвы и благодарения Господу. За это время (до 1946 года) им было крещено около 15 человек.

1936 год

Служение И. И. Шилова
Иван Никитович Шилов с 1917 года нес служение пресвитера «Дома Евангелия» в Петербурге. С 1920 года он – многократный узник советских лагерей.С 1927 года он был председателем Северного союза баптистов. Это был известный всему братству искренний и пламенный благовестник Евангелия.В 1935 году его вновь арестовали, это уже в пятый и последний раз при советской власти. Теперь Иван Никитович попадает в Карагандинские лагеря. В этих лагерях уже было несколько братьев из других городов. Шилов организовывает вокруг себя группу верующих и начинает проводить среди заключенных собрания. Вскоре сюда прибыла и его старшая дочь Вера, осужденная за Слово Божие. Так отец встретился со своей дочерью в долине скорби, которую им обоим довелось проходить за верность Христу.Вскоре в лагере уже была целая община. Летом 1936 года в лагере было совершено крещение тех лиц, которые приняли Господа в этих страшных условиях. Крещение совершалось за колючей проволокой при соблюдении строгой конспирации. Совершал крещение Иван Никитович в старых карьерах, заполненных водой.

1939 год

Тайное крещение в Павлодаре
В мае 1937 года в Павлодаре появился брат Игнат Емельянович Сукач в прошлом благовестник Сибирского братства баптистов. Он был свидетелем ареста последних братьев этой общины. От некогда многочисленной общины осталась группа в количестве семи сестер. С ними и проводил брат Сукач при закрытых дверях молитвенные собрания. Много вознесено было горячих молитв, пролито слез и спето евангельских гимнов.В городе были одинокие верующие, сохранившие себя от греха, но из-за страха человеческого они не искали общения с этой группой. Постепенно к общению святых стали присоединяться приезжие и прежние братья и сестры. Численность группы достигла 23 человек.Собирались по домам, т. к. в регистрации и приобретении молитвенного дома было отказано. В 1939 году 11 человек изъявили желание принять крещение. Это святое служение было поручено брату Сукач. Ночью на берегу Иртыша он преподал им крещение. В другой раз он преподавал крещение днем в протоках Иртыша. Среди плотной завесы камыша проводили радостное общение, на которое прибыли паромом ранним утром из города.Братом Сукачом в тот опасный период было проведено пять крещений, 27 человек заключили завет с Господом.

1941 год

Начало общения верующих в Балхаше
В 1940 годах в знойной пустыне на берегу озера Балхаш начал строиться большой медеплавильный завод. Вместе с ним рос и молодой город Балхаш. На строительство стекались люди со всех концов страны. Среди них были и верующие, в том числе семья Павловых с Украины – Яков Андреевич и его супруга Анна Николаевна. Они возвещали о Христе, и это привлекало слушателей. В 1943 году было совершено первое крещение. Это событие послужило началом поместной церкви. В 1947 году церковь насчитывала уже около 20 членов.

Массовое насильственное переселение немецкого населения.
С началом Великой Отечественной войны по специальному распоряжению правительства немецкое население было переселено с Поволжья, Кавказа, Крыма, Дона, Украины и других районов в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Переселение людей проводилось в товарных вагонах по 50–70 человек. Время пребывания в пути длилось от двух недель до нескольких месяцев при норме хлеба 300 граммов на человека в сутки. Из-за большой скученности в вагонах и недостатка необходимых вещей, не было и ночного покоя. В каждом вагоне люди умирали от голода и болезней. Переселенцам, эвакуированным из теплого края, пришлось пережить большие трудности, особенно в первую холодную зиму 1941–1942 годов. Местами их расселения были в основном районы вокруг Акмолинска, Караганды, Джезказгана, Актюбинска, Алма-Аты и южнее Семипалатинска. Вместе со всем населением страны эвакуированным пришлось перенести большие скорби и лишения. Но это не осталось бесследным в очах Господа. Пройдя через горнило испытаний, эвакуированное немецкое население меннонитов, баптистов и лютеран стало ядром будущих общин немецкой национальности. Такие общины в конце 40-х и начале 50-х возникли в Караганде, Темиртау, Сарани, Щучинске, Бестюбе, Макинске, в поселках Батамшинский, Ульяновский, Алга и в других местах.

1944 год

Крещение в Джамбуле
С 1930-х и начале 1940-х годов в Джамбуле очень осторожно действовал брат Н. С. Лапин. Он жил недалеко от бывшего молитвенного дома по улице Горького, а мимо его дома протекала небольшая речушка, заросшая деревьями. Брат Николай Спиридонович совместно с братом А. А. Смирновым совершал в этой речке крещение новообращенных. Жившие вблизи верующие свидетельствовали, что до открытия молитвенного дома в 1945 году они крестили около 100 человек. Крещение обычно совершалось на заре или ночью. Христианская молодежь выставляла наблюдателей, которые следили, чтобы никто случайно не помешал священнодействию. Когда в 1943–1944 годах настало время более терпимого отношения властей к верующим, и было разрешено проведение собраний, то в июне 1944 года в Джамбуле было крещено 30 душ. Это была радость и благословение для детей Божьих.

Всего в тяжелейшие годы репрессий с 1934 по 1945 годы в Казахстане было крещено свыше 200 человек, что является ярким свидетельством жизнеспособности Церкви Иисуса Христа.

1944–1956 годы
Начало восстановления разрушенных общин и созидания новых.